Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск
Том 12, № 2 (2022)
Скачать выпуск PDF
8-19 213
Аннотация

   Актуальным направлением современной лингвистики выступает исследование гендерных отношений в языке и во фразеологии, в частности; изучение фразеологических обозначений мужчины и женщины на материале газетных текстов дает возможность проследить степень актуализации устойчивых оборотов названной группы в медиаречи.

   Целью данной работы является общая характеристика репрезентации фразеологических наименований мужчины / женщины в речи современных носителей русского языка на материале медиатекстов.

   В ходе проведения исследования решены следующие промежуточные задачи: проведен квантитативный анализ фразеологических единиц, номинирующих мужчину и женщину, в современных медиатекстах; выявлены особенности их стилистической и эмоционально-экспрессивной окраски; отобранные фразеологизмы классифицированы по тематическим группам, сделаны выводы об их соотношении. В работе применены методы наблюдения, сплошной выборки, количественного и контекстуального анализа, систематизации и классификации языкового материала. Показано, что количество устойчивых сочетаний, номинирующих женщину, в узусе превосходит соответствующий показатель единиц, называющих мужчину. Однако не все они относятся к активному языковому запасу: третья часть всего корпуса отобранных фразеологизмов в медиатекстах не встречается, что можно объяснить их фольклорным и диалектным происхождением, наличием в их составе устаревших элементов или книжной окраской, не всегда уместной в публицистическом дискурсе. Активно используются модели с компонентами «леди» и «пол». В современных медиатекстах наиболее широко используются книжные, разговорные и просторечные обороты; зачастую узусная книжная окраска в контексте снижается за счет создания иронической интонации. Фразеологизмы, репрезентирующие образы мужчины и женщины, тематически объединяются в три группы – по социальным, физиологическим и психологическим характеристикам человека. Наиболее широко представлена группа фразеологизмов, называющих социальные особенности человека (соотношение трех групп – 3 : 1 : 1). В рамках каждой тематической группы фразеологические наименования женщин количественно превосходят соответствующие номинации мужчин.

20-30 179
Аннотация

   Статья посвящена анализу роли и влияния отдельных политических событий на коммуникативное поведение политиков. В грузиноязычных политических текстах находят свое отражение наиболее значимые внешне- и внутриполитические события. Используемые говорящими коммуникативные средства являются формой отображения действительности посредством языка и эффективным средством, способствующим формированию «нужной» адресату картины мира, обладающим наиболее сильным прагматическим эффектом, поскольку сочетает прагматические, когнитивные и лингвистические знания в отношении политики, культуры, идеологии и истории. Зачастую реципиент понимает и принимает действительность сквозь призму подаваемой в аудиторию информации, а также через сложившиеся стереотипы, образы, прототипы. Современнная политическая деятельность не существует без использования языка, что подразумевает наличие определенной прагматической цели, а одной из самых интересных тем для ученых в области политической коммуникации является анализ политического дискурса в периоды значимых политических событий как локального, так и межгосударственного уровня. Реализуемые в политическом дискурсе языковые средства можно рассматривать как один из способов творчески позиционировать идеи и постулаты правящих элит. Использование многообразных лексических средств характерно для современного политического дискурса на многих языках. В данной статье мы предприняли попытку проиллюстрировать основные тенденции их использования в политическом дискурсе, которые характерны для грузинских политиков в политическом сегменте «взаимоотношения с Россией». Выбор текстов политического дискурса современной Грузии объясняется тем, что на сегодняшний день представлено ограниченное количество работ, связанных с изучением грузиноязычных политических текстов в рамках политической лингвистики. При написании данной статьи автором были изучены исключительно оригинальные материалы на грузинском языке. Полагаем, что сведения, нашедшие свое отражение в настоящей работе, могут быть интересны и полезны лингвистам, картвелологам и специалистам в области межкультурной и политической коммуникации.

31-42 167
Аннотация

   Особое место в процессе межличностного взаимодействия принадлежит сети Интернет, ставшей неотъемлемой частью жизни цивилизованного общества, что не могло не сказаться на форме и способе общения, которое в наши дни в значительной мере переместилось из реального мира в мир виртуальный и повлекло за собой ряд изменений в самом характере и структуре межличностной коммуникации. Существенные изменения, которые претерпевает коммуникация в связи с развитием компьютерных технологий, требуют специального изучения и поэтому представляют собой важную исследовательскую задачу. При этом важно учитывать то, что участники общения в интернете используют принципиально новый арсенал средств репрезентации мысли, в котором вербальные способы оформления высказывания интегрированы с невербальными средствами.

   Целью работы является рассмотрение коммуникации как гибкого динамичного процесса с большим количеством возможных путей развития.
   В статье рассматривается возможность применения аутопоэтической теории в качестве методологической платформы исследования коммуникации в интернет-пространстве. Представляется, что опора на данную теорию позволяет учитывать динамику интернет-коммуникации и моделировать поведение коммуникантов, тем самым описывая процессуальность коммуникативного взаимодействия с учетом таких адаптационных параметров, как активность, языковая способность и структурность. Рассмотрение коммуникации с позиции теории аутопоэза позволяет выявлять причинно-следственные связи в поведении коммуникантов и говорить о коммуникативном акте как о процессе с несколькими допустимыми вариантами развития. Адаптация как основа всей деятельности коммуникантов дает возможность говорить о поведении участников интернет-форумов и чатов с точки зрения их индивидуальных характеристик, интересов и ценностей, а не рассматривать их как составные элементы фиксированной схемы взаимодействия

43-50 137
Аннотация

   Проблема межкатегориального взаимодействия и взаимообусловленности функционально-семантических категорий таксиса и инструментальности остается сегодня вне поля научного рассмотрения современных языковедов.
   Целью настоящей статьи является описание вопроса межкатегориального взаимодействия функционально-семантической субкатегории таксиса одновременности и категории инструментальности в контексте языковой репрезентации инструментально-таксисных категориальных ситуаций одновременности в современном немецком языке.
   Основными задачами настоящего исследования явились описание различных инструментально-таксисных категориальных ситуаций одновременности (регулятивных, исполнительских, результативных) и определение их прототипических элементов (инструментальных предлогов, каузативных глаголов целенаправленного физического / психического воздействия, акциональных / процессуальных девербативов и др.)
   В процессе исследования применялись следующие общенаучные и лингвистические методы: описательный, контекстуальный, а также приемы компонентного и дистрибутивного анализа в рамках структурного метода. В ходе исследования было установлено, что межкатегориальное взаимодействие категорий таксиса и инструментальности является фактором, детерминирующим конституирование инструментально-таксисного семантического синкрет-комплекса одновременности в немецких высказываниях с таксисными предлогами инструментальной семантики. В результате исследования были выделены различные инструментально-таксисные категориальные ситуации одновременности, актуализируемые в высказываниях с политаксисными и монотаксисными предлогами инструментальной семантики mit, durch, unter, mittels и per. В качестве прототипических конституентов инструментально-таксисных категориальных ситуаций одновременности в немецком языке были определены таксисные маркеры инструментальной семантики, а также каузативные глаголы целенаправленного физического или психического воздействия и акциональные / процессуальные девербативы, выступающие, в свою очередь, в качестве таксисных актуализаторов.

51-62 148
Аннотация

   В статье представлены общие положения одного из основных направлений психолингвистических исследований современной Франции – овладение языком, с акцентом на усвоение неродного языка.
   Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью создания системной картины развития психолингвистики и расширения объёма доступных для исследования зарубежных работ.
   Цель исследования состоит в характеристике формирования и развития одного из фундаментальных направлений французской психолингвистики.

   Задачами работы являются: формулирование контекста проблемы, в частности, выделение основных направлений психолингвистических исследований в современной Франции; выявление истоков направления, посвящённого овладению языком; представление базовых концепций зарубежных школ, оказавших влияние на становление направления в рамках французской психолингвистики, в частности, основных гипотез и терминов, используемых в данной области в западной науке; выявление особенностей воздействия родного и изученных иностранных языков на процесс овладения неродным; описание особенностей коммуникации между носителями и неносителями языка и характеристика проблемы взаимовлияния речевой и мыслительной деятельности.
   Основными методами, используемыми в работе, являются описание, анализ и сравнение. Материалом исследования послужила серия работ ведущих французских и зарубежных психолингвистов, оказавших то или иное влияние на формирование данной проблематики во французской науке. Результатом исследования является аналитическое представление концепции овладения неродным языком, включающее описание процесса становления проблематики и реализацию её в современных психолингвистических и когнитивных течениях и характеристику основных теоретико-методологических оснований современных исследований по овладению языком, а также актуализация дискуссионных вопросов.

63-73 296
Аннотация

   В статье описываются некоторые результаты сравнительного анализа двух экспериментальных исследований гендерных особенностей восприятия значений новых слов носителями русского языка. Подобные исследования вносят вклад в изучение содержания индивидуального сознания человека, которое призвано способствовать пониманию картины мира всей социокультурной общности, к которой принадлежит индивид. Эксперименты были проведены с разницей в 16 лет, и целью их сравнения было установить наличие или отсутствие отличий в полученных данных, что, в свою очередь, может свидетельствовать о динамике речемыслительной деятельности и влияющих на неё экстралингвистических факторов, а также о возможных изменениях в гендерных стереотипах и установках, произошедших за последнее время. Эксперименты были проведены методами распознавания слова как знакомого / незнакомого, оценивания степени понятности значения слова и приведения свободной ассоциации. В статье представлены результаты количественного анализа данных, собранных в ходе проведения более позднего исследования, и сравнения их с соответствующими данными, полученными во время первого исследования. В процессе обработки этой информации исследователи подтвердили вывод о том, что гендерный фактор не оказывает значительного влияния на речемыслительные процессы человека. При этом в ходе сравнительного анализа экспериментальных данных обоих экспериментов были выявлены несовпадающие и противоречащие друг другу тенденции. В заключении авторы статьи подчёркивают, что более точная интерпретация факта склонности участников более позднего исследования к частому отказу от приведения ассоциативных реакций и других установленных расхождений с результатами первого исследования будет дана после качественного анализа и сопоставления данных обоих экспериментальных исследований.

74-88 127
Аннотация

   Современная социально-экономическая ситуация информатизации общества характеризуется доминированием пассивных видов деятельности, осуществляемых в большей степени виртуально и ведущих к речевым нарушениям. Статья посвящена вопросам восприятия и понимания речи и текста. Обсуждается вопрос междисциплинарного изучения проблемы формирования способности понимания устного сообщения детьми дошкольного возраста и развития речевой деятельности индивида в целом.

   Цель статьи – исследование механизмов формирования способности понимания в онтогенезе в свете новых исследований в области поликодовой коммуникации.

   Решаются задачи изучения экстралингвистических факторов в широком контексте, к которым автор относит факторы социального окружения ребёнка – участника эксперимента. Исследование деятельности понимания устного сообщения осуществляется с помощью отработанной методики, апробированной Е. Г. Биевой в 80-х годах прошлого столетия. Сопоставительный анализ двух экспериментов с разницей в 30 лет проводится с учётом психолого-социального мониторинга среды и условий проживания испытуемых детей в семье. Также применяются методы денотатного анализа текста, методы математического моделирования для подсчёта результатов, метод анкетирования и метод прогнозирования риска развития речевой патологии. Делается вывод о том, что способность понимания текста формируется в контексте налаженной предметно-практической деятельности ребёнка и его общения со взрослыми. Обращается внимание на ухудшение речевого здоровья детей и общее снижение уровня понимания в дошкольном детстве, что в контексте проблемы функциональной неграмотности и стремительного развития поликодовой коммуникации представляет собой острую и актуальную тему, требующую дальнейших серьёзных междисциплинарных исследований.

89-106 147
Аннотация

   Представленная работа посвящена описанию результатов эмпирического изучения образа цветообозначения (ЦО) оранжевый в языковом сознании современных представителей русскоязычного общества. При организации и проведении исследования мы опирались  на психолингвистическую теорию о слове А. А. Залевской, работы по изучению вербальных ассоциаций на цвета, в частности, работы Е. И. Горошко и О. В. Сафуановой, а также на теорию культурного знания Ф. Шарифиана.

   Актуальность исследования ЦО оранжевый и его образа в сознании представителей современной русской культуры определяется отсутствием работ, посвященных изучению данного предмета с точки зрения психолингвистики.
   Для проведения эмпирического исследования были использованы методы психолингвистики (свободный ассоциативный эксперимент, семантический дифференциал (СД) Ч. Осгуда), собственно лингвистические методы (дефиниционный анализ), а также статистические методы (факторный анализ). Это позволило рассмотреть исследуемое явление с различных сторон и наиболее полно раскрыть его сущность. Полученные в ходе экспериментального исследования данные были проанализированы с точки зрения синхронии и диахронии, а также были эксплицированы гендерные особенности восприятия ЦО оранжевый носителями современной русской культуры. Результаты показывают как структуру актуального ассоциативного поля ЦО оранжевый, так и процесс его трансформации на протяжении последних тридцати лет. Кроме того, представлены ассоциативные поля, отражающие отдельно женское и мужское восприятия исследуемого ЦО. Используемая в ходе проведения исследования методика может найти применение в дальнейшей работе по изучению различных концептов с точки зрения психолингвистики. Представленные в работе данные могут использоваться при проведении широкого круга исследований в области лингвистики, психологии, рекламы и маркетинга.

107-114 159
Аннотация

   Статья посвящена анализу и интерпретации основных способов формирования физико-математической терминологии в английском и русском языках; детально рассмотрена специфика словообразования физических и математических терминов в английской речи, оценена значимость владения навыками перевода английских физико-математических терминов на современном этапе развития общества.
   Актуальность темы данного исследования определяется необходимостью дать подробное описание научно-технической терминосистемы, поскольку продолжают оставаться недостаточно изученными, в частности, некоторые из особенностей словообразования физико-математических терминов в английском языке.

   Исследование выполнено на материале английского языка, который традиционно является основным источником заимствований, в том числе и терминологических, и русского языка. Физико-математическая терминология русского языка формируется тремя основными способами: при помощи собственных средств языка, калькирования и заимствования из интернациональных языков, в то время как технические и математические термины в английской речи имеют ряд особенностей при их словообразовании. Рассмотрены такие отличительные характеристики, как возможность выделения графических и фонетико-графических вариантов в британском перечне определений и их полное отсутствие в русской научной речи, наличие синтаксических вариантов в русской терминологии, не свойственных британской речи, наличие эллиптических разновидностей и полисемии в британском перечне физической терминологии, не характерных для аналогичного русского перечня. Терминологические единицы подъязыка математики представлены преимущественно непроизводными словами из латинского и древнегреческого языков, объединяющимися в терминологические словосочетания и формирующие таким образом английскую математическую терминосистему. Методологическую базу данного исследования составили метод сплошной выборки, описательный метод, сопоставительный анализ, лингвостатистический анализ. Предложенный автором статьи систематизированный материал может быть использован в педагогической и научной деятельности в сфере таких отраслей языкознания, как лингвистическое терминоведение, дериватология, контрастивная лингвистика. Кроме того, полученные результаты могут быть полезны при составлении справочных пособий по научно-технической терминологии.

115-123 107
Аннотация

   В статье затрагиваются проблемы становления и развития профессионала посредством освоения истории костюма и моды как части мировой художественной культуры, стилевых особенностей искусства, присущих определённому народу, стране, времени. Костюм как феномен культуры рассматривается с позиций различных научных сфер: философии, истории, социологии, психологии, дизайна и др. В процессе поисков современного перспективного кроя одежды, выразительного художественного образа модели студенты обращаются к исследованиям исторических материалов, старинных книг по конструированию, технологиям обработки материала, включая технические аспекты декорирования костюма. Изучая теоретические сведения, обучающиеся формируют представления о конструкции и технологиях изготовления не только модных швейных изделий различных эпох и стран, но и своего региона. Провинция, «малые города» и сёла хранят еще много неисследованного. Посещение архивов, краеведческих музеев, галерей, знакомство с культурой и бытом своих предков повышает интерес к предмету, вызывает чувство восхищения мастерством и изяществом выполнения традиционной одежды, обуви, головных уборов и аксессуаров. В ходе выполнения практических работ, опираясь на разработанный алгоритм, служащий для решения не одной, конкретной задачи, а целого ряда выявленных проблем, студенты получают определенный комплекс навыков, необходимых для творческой деятельности будущих профессионалов индустрии моды. Полученные знания, умения и владения используются студентами при выполнении научно-исследовательских работ, разработке коллекций моделей одежды для участия в конкурсах и внедрения в производство. Освоение навыков определения стилистических особенностей костюма и различных техник художественной обработки материалов способствует развитию дизайнерского мышления, столь необходимого в конкурентных условиях рынка дизайн-индустрии.

124-141 262
Аннотация

   Статья посвящена исследованию особенностей речевого воздействия имиджевой рекламы.

   Значимость рекламной коммуникации в современном мире, как и необходимость более глубокого понимания механизмов речевого воздействия рекламы, а также языковых средств, применяемых при её создании, определили актуальность проведённого исследования.

   Несмотря на большое количество научной литературы, посвящённой различным аспектам функционирования рекламы, недостаточно изученным остаётся вопрос интегрирования разрозненных знаний в комплексную модель, содержащую информацию как о механизмах речевого воздействия в рекламном тексте, так и о специфических выразительных средствах языка, используемых при создании рекламы, что стало целью исследования.

   В задачи исследования входило рассмотрение понятия речевого воздействия в рекламе с учётом специфики рекламной коммуникации, анализ модели когнитивно-психологического воздействия рекламного текста на индивида и её компонентов, а также исследование языковых особенностей рекламного текста и, в частности, применяемых в ней выразительных средств, направленных на интенсификацию самого процесса речевого воздействия.
   Коммуникативное воздействие имиджевой рекламы, являющейся многоаспектным и многофакторным социально-психологическим феноменом, осуществляется посредством воздействия на знания и отношения индивида к объекту рекламы, определяя его предрасположенность к изменению потребительского поведения в отношении предмета рекламы. Кроме того, необходимо понимать, что комплексный характер речевого воздействия рекламного текста проявляется на всех уровнях – от фонемы / графемы до целого предложения, причём ведущая роль в речевом воздействии принадлежит взаимодействию когнитивных сфер и ассоциативным связям, формирующимся в индивидуальном лексиконе человека – адресата рекламы. Анализ языкового материала имиджевой рекламы показал, что применяемые в рекламном тексте речевые и языковые выразительные средства активно используются для явного и / или скрытого воздействия на аудиторию, создавая и / или трансформируя ассоциативные связи и внутренние образы, стоящие за рекламным объектом в индивидуальном лексиконе индивида.

142-153 143
Аннотация

   Тема публикации актуализируется пониманием необходимости решения задачи профессионально-ориентированного обучения студентов неязыковых направлений университета.

   Цель статьи: разработка теоретико-практической основы формирования фразеологической осведомленности в процессе обучения иностранному языку будущего бакалавра направления подготовки 42. 03. 01 Реклама и связи с общественностью.

   При разработке технологии методологически оправданными являются профессионально-ориентированный, текстоцентрический и контекстный подходы. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов неязыковых направлений и профилей подготовки предполагает сочетание овладения профессиональным иноязычным вокабуляром с приобретением дополнительных профессиональных знаний. В рамках освоения дисциплины «Иностранный язык» будущие бакалавры обучаются восприятию фразеологизмов посредством профессионально-ориентированного текста, который является источником необходимой лексики, терминологии, может служить предметом анализа. Для анализа текстового материала при обучении фразеологизмам используются методы и приемы: смысловое толкование на иностранном или родном языке, лингвострановедческий комментарий и сопоставительный анализ фразеологизмов немецкого и русского языков. Автором был составлен фразеологический контент, куда вошли профессионально-направленные аутентичные тексты, отобран профессионально-ориентированный глоссарий, разработан ряд заданий и упражнений, цель которых - познакомить студентов – будущих рекламщиков – с особенностями использования фразеологизмов в языке рекламы, ввести в пассивный словарь наиболее частотные фразеологизмы. В процессе выполнения системы заданий происходит формирование фразеологической осведомленности студентов. В статье также описаны основные результаты контрольного эксперимента по работе с фразеологизмами. Контрольные срезы показали динамику роста уровней сформированности фразеологической осведомленности будущего рекламщика в трех компонентах (мотивационном, когнитивном, процессуальном) в экспериментальной группе студентов по сравнению с данными контрольной группы. В заключении представлены выводы о значимости использования фразеологизмов для усиления мотивации обучающихся к изучению иностранного языка и будущей профессии.

154-169 313
Аннотация

   В работе рассматриваются такие понятия, как «стресс» и «стрессоустойчивость»; даются основные характеристики причин и последствий возникновения стресса у студентов; изучается необходимость формирования стрессоустойчивости как основы личностного ресурса студентов.
   Актуальность изучения проблемы заключается в решении одной из главных задач современного образования, состоящей в поощрении эффективного учебного процесса обучающихся, их активности и самостоятельности.

   Высокий уровень стрессоустойчивости является психологической основой независимости молодежи. Необходимым условием формирования ответной реакции на стресс является выбор студентами своей будущей профессии. На успешное обучение молодых специалистов влияет множество факторов, одним из которых является стресс. Возникающие трудности в учебном процессе вызывают дополнительное давление, в результате которого развивается стресс. Это порождает необходимость изучения способности студентов справляться со стрессовыми факторами, уровень которых влияет на качество их учебной деятельности.

   Целью данного психологического исследования стало изучение формирования стрессоустойчивости в студенческой среде.

   В работе изучаются такие характеристики, как стрессовые ощущения в поведенческих, соматических, и эмоциональных показателях (шкала психологического стресса); самооценка стрессоустойчивости; уровень стрессоустойчивости; способы «совладающего поведения» (копинг-механизмы). В работе проведен библиометрический анализ проблемы исследования, проведен эксперимент. Благодаря ему доказано, что для студентов существует необходимость проведения социально-психологического тренинга, который направлен на повышение стрессоустойчивости, снижение уровня стресса и уровня напряженности по соответствующим копинг-стратегиям. Методологическую основу исследования составили подходы: системный, аксиологический, гуманистически ориентированный. Методами исследования выступили теоретический анализ научных исследований; организационные методы; эмпирические методы: наблюдение, психодиагностические методы.

170-177 469
Аннотация

   Цель исследования. Значение эмоционального интеллекта в контексте формирования личности подтверждается работами российских и зарубежных ученых в последние десятилетия. Развитие эмоционального интеллекта дошкольников, на наш взгляд, является прочной основой формирования его личности, успешной социализации.

   Целью нашего исследования является изучение некоторых аспектов эмоционального интеллекта старших дошкольников. В статье исследованы когнитивный и эмоциональный компоненты эмоционального интеллекта. Показана взаимосвязь уровня развития эмоционального интеллекта и некоторых сторон поведения старших дошкольников.
   Методы. В работе использовались проективные методы исследования и тестирование. Мы применяли следующие методики: методику «Домики» О. А. Ореховой и методику «Изучение социальных эмоций» Г. А. Урунтаевой.

   Результаты. В процессе эмпирического исследования было выявлено, что подавляющее большинство детей, участвовавших в исследовании, имеет недостаточный уровень развития социальных эмоций. Эти дети продемонстрировали ограниченность представлений о социальных эмоциях, что может привести к проблемам в построении отношений с окружающей действительностью, социумом, основные ошибки в дифференциации эмоций были сделаны детьми в блоках межличностного взаимодействия и потенциальной агрессии. В то же время исследование показало, что дети умеют сострадать, сопереживать, стремятся помочь другому, учатся радоваться за друзей. Наиболее дифференцированными были ответы детей в отношении ситуаций со сверстниками. Основные затруднения дошкольников связаны не столько с отсутствием представлений о социальных эмоциях, сколько с их дифференциацией и готовностью проявлять.
   Заключение. Таким образом, развитие эмоционального интеллекта детей должно реализовываться одновременно с оптимизацией взаимоотношений старших дошкольников.

178-187 186
Аннотация

   Особую актуальность на сегодняшний день представляют исследования в области гендера и его связи с различными индивидуально-психологическими особенностями личности. Наблюдения в области
гендера показывают, что манера поведения, особенности личностного реагирования на ситуацию, способы выхода из проблемной ситуации определены типом гендерной идентичности.
   Целью нашего исследования явилось изучение взаимосвязи гендера и индивидуально-психологических особенностей личности.
   Методы исследования: полоролевой опросник С. Бем, тест Т. Лири (модификация Ю. А. Решетняк, Г. С. Васильченко), для обработки данных использовался корреляционный анализ. В качестве материала исследования выступили 60 респондентов, в возрасте от 18 до 22 лет. В статье представлен теоретический обзор проблемы гендерной идентичности с точки различных направлений. Представлены взгляды на дихотомию гендерной идентичности и межличностного взаимодействия. В ходе экспериментального исследования с помощью корреляционного анализа были выделены основные системообразующие составляющие такие, как: доминирование и дружелюбие, в структуру которых можно вписать остальные характеристики, для доминирования: авторитарность, эгоистичность, агрессивность, подозрительность, для дружелюбия: альтруизм, зависимость, подчиненность. При этом стоит отметить, что в исследовании не было выявлено высоких корреляционных связей между гендерной идентичностью и межличностным взаимодействием. Многие исследователи стремятся давать четкие характеристики гендерных различий и поэтому жестко приписывают фемининным проявлениям такие черты, как: альтруистичность, покорность, мягкость, робость, эмоциональность и т. п., к маскулинным же проявлениям приписывают: агрессивность, эгоистичность, авторитарность, и т. п. Но данные проявления не являются четко приписанными тому или иному гендеру, т. к. одна и та же характеристика присуща обоим гендерам, но ее проявления будут различны. Поэтому дихотомия данного вопроса может лечь в основу дальнейших исследований.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)