Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Взаимосвязь гендера и индивидуально-психологических особенностей личности

Аннотация

   Особую актуальность на сегодняшний день представляют исследования в области гендера и его связи с различными индивидуально-психологическими особенностями личности. Наблюдения в области
гендера показывают, что манера поведения, особенности личностного реагирования на ситуацию, способы выхода из проблемной ситуации определены типом гендерной идентичности.
   Целью нашего исследования явилось изучение взаимосвязи гендера и индивидуально-психологических особенностей личности.
   Методы исследования: полоролевой опросник С. Бем, тест Т. Лири (модификация Ю. А. Решетняк, Г. С. Васильченко), для обработки данных использовался корреляционный анализ. В качестве материала исследования выступили 60 респондентов, в возрасте от 18 до 22 лет. В статье представлен теоретический обзор проблемы гендерной идентичности с точки различных направлений. Представлены взгляды на дихотомию гендерной идентичности и межличностного взаимодействия. В ходе экспериментального исследования с помощью корреляционного анализа были выделены основные системообразующие составляющие такие, как: доминирование и дружелюбие, в структуру которых можно вписать остальные характеристики, для доминирования: авторитарность, эгоистичность, агрессивность, подозрительность, для дружелюбия: альтруизм, зависимость, подчиненность. При этом стоит отметить, что в исследовании не было выявлено высоких корреляционных связей между гендерной идентичностью и межличностным взаимодействием. Многие исследователи стремятся давать четкие характеристики гендерных различий и поэтому жестко приписывают фемининным проявлениям такие черты, как: альтруистичность, покорность, мягкость, робость, эмоциональность и т. п., к маскулинным же проявлениям приписывают: агрессивность, эгоистичность, авторитарность, и т. п. Но данные проявления не являются четко приписанными тому или иному гендеру, т. к. одна и та же характеристика присуща обоим гендерам, но ее проявления будут различны. Поэтому дихотомия данного вопроса может лечь в основу дальнейших исследований.

Об авторах

Н. М. К. Хахутадзе
Курский государственный медицинский университет
Россия

Нилуфер Мажид Кизи Хахутадзе, ассистент

кафедра психологии здоровья и нейропсихоло-
гии

305041

ул. К. Маркса 3

Курск



А. А. Кузнецова
Курский государственный медицинский университет
Россия

Алеся Анатольевна Кузнецова, кандидат психологических наук, проректор по воспитательной работе, социальному развитию и связям с общественностью, и. о. зав. кафедрой

кафедра психологии здоровья и нейропсихологии

305041

ул. К. Маркса 3

Курск



В. Л. Баркова
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова
Россия

Валентина Леонидовна Баркова, кандидат психологических наук, зав. кафедрой

кафедра социальной работы

117997

ул. Островитянова, д. 1

Москва



Список литературы

1. Кузнецова А. А. Библиометрический анализ публикационной активности по проблеме "гендер" в отечественной и зарубежной психологической науке / А. А. Кузнецова, Н. М. К. Хахутадзе // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2019. – Т. 9. – № 4 (33). – С. 195-204.

2. Wood W., Eagly A. H. Two Traditions of Research on Gender Identity. Sex Roles 73, 461–473 (2015). doi: 10.1007/s11199-015-0480-2

3. Davis S. N., & Risman B. J. (2015). Feminists wrestle with testosterone: Hormones, socialization and cultural interactionism as predictors of women’s gendered selves. Social Science Research, 49, 110–125. doi: 10.1016/j.ssresearch.2014.07.012

4. Pasterski V., Zucker K. J., Hindmarsh P. C., Hughes I. A., Acerini C., Spencer D., Neufeld S., & Hines, M. (2015). Increased cross-gender identification independent of gender role behavior in girls with congenital adrenal hyperplasia: Results from a standardized assessment of 4-to 11-year-old children. Archives of Sexual Behavior. doi: 10.1007/s10508-014-0385-0.

5. Хахутадзе Н. М. К. Основные подходы к развитию гендерной идентичности / Н. М. К. Хахутадзе, А. А. Кузнецова ; под ред. В. А. Лазаренко // Университетская наука: взгляд в будущее : сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции, посвященной 85-летию Курского государственного медицинского университета : в 2-х т. – Курск, 2020. – С. 537–539.

6. Борисова Д. П. Гендерные факторы формирования агрессивного поведения в подростковом возрасте / Д. П. Борисова, Н. В. Дворянчиков // Психология и право. – 2013. – № 3. – С. 1-10.

7. Малкина-Пых И. Г. Гендерная терапия / И. Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2006. – 928 с.

8. Дугин А. Г. Социология пола (Структурная социология) / А. Г. Дугин // Структурная социология. – М., 2010. – С.13.

9. Бендас Т. В. Гендерная психология / Т. В. Бендас. – СПб.: Питер, 2018. – 431 с.

10. Белых Т. В. Особенности восприятия коммуникативного "я" у юношей и девушек с разной гендерной идентичностью / Т. В. Белых, В. В. Белых // Гуманизация образования. – 2019. – № 3. – С. 4-15.


Рецензия

Для цитирования:


Хахутадзе Н.М., Кузнецова А.А., Баркова В.Л. Взаимосвязь гендера и индивидуально-психологических особенностей личности. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(2):178-187.

For citation:


Khakhutadze N.M., Kuznetsova A.A., Barkova V.L. The Relationship Between Gender and Individual Psychological Characteristics of Personality. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(2):178-187. (In Russ.)

Просмотров: 186


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)