Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Экспериментальное исследование образа цветообозначения оранжевый в сознании носителей русской культуры

Аннотация

   Представленная работа посвящена описанию результатов эмпирического изучения образа цветообозначения (ЦО) оранжевый в языковом сознании современных представителей русскоязычного общества. При организации и проведении исследования мы опирались  на психолингвистическую теорию о слове А. А. Залевской, работы по изучению вербальных ассоциаций на цвета, в частности, работы Е. И. Горошко и О. В. Сафуановой, а также на теорию культурного знания Ф. Шарифиана.

   Актуальность исследования ЦО оранжевый и его образа в сознании представителей современной русской культуры определяется отсутствием работ, посвященных изучению данного предмета с точки зрения психолингвистики.
   Для проведения эмпирического исследования были использованы методы психолингвистики (свободный ассоциативный эксперимент, семантический дифференциал (СД) Ч. Осгуда), собственно лингвистические методы (дефиниционный анализ), а также статистические методы (факторный анализ). Это позволило рассмотреть исследуемое явление с различных сторон и наиболее полно раскрыть его сущность. Полученные в ходе экспериментального исследования данные были проанализированы с точки зрения синхронии и диахронии, а также были эксплицированы гендерные особенности восприятия ЦО оранжевый носителями современной русской культуры. Результаты показывают как структуру актуального ассоциативного поля ЦО оранжевый, так и процесс его трансформации на протяжении последних тридцати лет. Кроме того, представлены ассоциативные поля, отражающие отдельно женское и мужское восприятия исследуемого ЦО. Используемая в ходе проведения исследования методика может найти применение в дальнейшей работе по изучению различных концептов с точки зрения психолингвистики. Представленные в работе данные могут использоваться при проведении широкого круга исследований в области лингвистики, психологии, рекламы и маркетинга.

Об авторе

Е. А. Таныгина
Юго-Западный государственный университет
Россия

Елена Александровна Таныгина, кандидат филологических наук, доцент

кафедра иностранных языков

305040

ул. 50 лет Октября, д. 94

Курск

Researcher ID: 0000-0002-5488-4185



Список литературы

1. Залевская А. А. Психолингвистические исследования: Слово. Текст : Избранные труды / А. А. Залевская. – М.: Гнозис, 2005.

2. Горошко Е. И. Изучение вербальных ассоциаций на цвета / Е. И. Горошко ; отв. ред. Н. В. Уфимцева // Языковое сознание и образ мира : сборник статей. – М.: Институт языкознания РАН, 2000. URL: https://iling-ran.ru/library/psylingva/sborniki/Book2000/html_204/4-9.html (дата обращения 09. 03. 2022).

3. Сафуанова О. В. Формы репрезентации цвета в субъективном опыте : дис. канд. психол. наук / О. В. Сафуанова. – М., 1994.

4. Sharifian F. Distributed, emergent cultural cognition, conceptualisation, and language // In R. M. Frank, R. Dirven, T. Ziemke, & E.Bernandez (eds.) Body, Language, and Mind (Vol. 2): Sociocultural Situatedness. Berlin / New York: Mouton de Gruyter, 2008. P. 109–136.

5. Таныгина Е. А. Образ цвета в сознании носителя языка : дис. … канд. филол. наук / Е. А. Таныгина. – Курск, 2012. – C. 11-43.

6. Gibson E., Futrell R. Color naming across languages reflects color use // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2017. Vol. 114, Iss. 40, 3. P. 10785-10790. DOI: 10.1073/pnas.1619666114.

7. Кульпина В. Г. Программа спецкурса «Актуальные проблемы лингвистики цвета как научного направления сопоставительного языкознания» / В. Г. Кулыпина // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2008. – № 2. – С. 79.

8. Таныгина Е. А. Внутренний образ цветообозначения красный в сознании носителя русской культуры / Е. А. Таныгина // Вопросы психолингвистики. – 2011. – № 1 (13). – С. 166–173.

9. Таныгина Е. А. Образ университета, стоящий за словами образование, ВУЗ, университет в сознании современных студентов / Е. А. Таныгина, Т. С. Никитенкова // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология». – 2020. – № 4 (67). – С. 87–97.

10. Таныгина Е. А. Образ современной школы в сознании русскоязычных студентов / Е. А. Таныгина, Н. Г. Нефедов, Н. Ю. Рубцов // Язык для специальных целей: система, функции, среда : сб. науч. статей VIII Междун. научно-практ. конф. – Курск, 2020. – С. 412-416.

11. Таныгина Е. А. Проблема соотношения знания и наименования (на примере цветообозначения черный) / Е. А. Таныгина // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». – 2011. – № 2 (40). – С. 154 – 159.

12. Zagidulina, A. F. Gilazetdinova G. K., Islamova E. A. Associative fields of lexemes "Homeland" and "Vatan" in Russian and Tatar linguistic consciousness // Journal of Language and Literature. 2016. Vol. 7. No 2. P. 289-292. URL: https://www.researchgate.net/publication/311927518_Associative_fields_of_lexemes_Homeland_and_Vatan_in_Russian_and_Tatar_linguistic_consciousness

13. Анненкова А. В. Особенности восприятия образной составляющей имиджевой рекламы (некоторые результаты ассоциативного эксперимента) / А. В. Анненкова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Лингвистика и педагогика. – 2017. – № 3 (24). – С.58-66.

14. Болотнова Н. С. Ассоциативное поле поэтического текста как отражение когнитивной деятельности читателя / Н. С. Болотнова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2019. – № 2 (199). – С. 41-48. DOI: 10.23951/1609-624X-2019-2-41-48.

15. Касаткина Т. Ю. Анализ структуры ассоциативного поля цвета (на материале удмуртского и русского языков) / Т. Ю. Касаткина // Многоязычие в образовательном пространстве. – 2016. – № 8. – С. 62-69.

16. Степыкин Н. И. Ассоциативное поле: продукт ассоциативного эксперимента и инструмент анализа значения слова / Н. И. Степыкин // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Лингвистика и педагогика. – 2016. – № 3 (20). – C. 110-114.

17. Архипова С. В. Ассоциативный эксперимент в психолингвистике / С. В. Архипова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2011. – № 11. – С. 6-9.

18. Борисова Ю. А. Ассоциативный эксперимент в современных психолингвистических исследованиях / Ю. А. Борисова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2019. – Т.8. – № 1. – С. 265-275.

19. Павлова А. В. Образ просьбы в сознании носителей языков / А. В. Павлова // Язык для специальных целей: система, функции, среда : сб. науч. ст. VII международной науч.-практ. конф. – Курск: ЮЗГУ, 2018. – С. 252-257.

20. Попадинец Р. В. Нравственные и ценностные идеалы представителей современного поколения (опыт психолингвистического эксперимента) / Р. В. Попадинец // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2015. – № 4(17). – С. 59-64.

21. Таныгина Е. А. Внутренний образ цветообозначения фиолетовый в сознании носителя русской культуры / Е. А. Таныгина // Вестник Тверского государственного университета. Сер. «Филология». – 2011. – № 4. – Вып. 2. «Лингвистика и межкультурная коммуникация». – 2011. – С. 218–226.

22. Таныгина Е. А. Особенности восприятия цветообозначений русского языка (на основе результатов ассоциативного эксперимента) / Е. А. Таныгина // Концепт и культура : сборник научных статей (4-ая Международная научная конференция). – Кемерово: ИНТ, 2010. – С. 543 – 548.

23. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: в 3 т. : Т. 1. А – Л / Т. Ф. Ефремова. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 1168 с.

24. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : 80 тысяч слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: ИТИ Технологии, 2007. – 944 с.

25. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 1998. – 1536 c. URL: http://gramota.ru/slovari/info/bts/ (дата обращения 11. 02. 2022).

26. Таныгина Е. А. Образ цветообозначения желтый в сознании носителей русской культуры (экспериментальное исследование) / Е. А. Таныгина // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2019. – Т. 9, № 3. – С. 99–113.

27. Грибер Ю. А. Цвета эмоций: экспериментальное исследование ассоциативных связей в современном русском языке / Ю. А. Грибер, Д. Йонаускайте, К. Мор // Litera. – 2019. – № 1. – С. 69-86. DOI: 10.25136/2409-8698.2019.1.28892.

28. Будаева Д. Р. Цветообозначения в политическом дискурсе / Д. Р. Будаева // Лингвокультурология. – 2011. – № 5. – С. 17-19.

29. Суздальцева В. Н. Символика цвета и функционирование цветообозначений в массмедийном политическом дискурсе / АВ. Н. Суздальцева // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. – 2014. – № 1. – С. 80-95.

30. Annenkova A. V. Some Results of Psycholinguistic Research of Polycode Advertising Texts: Gender Factor Influence // Proceedings of the International Scientific and Practical Conference “Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences” (CILDIAH 2019), 2019, Vol. 69. doi: 10.1051/shsconf/20196900004 (дата обращения: 19. 02. 2022)

31. Егорова В. И. Гендерные особенности виртуальной коммуникации / В. И. Егорова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Лингвистика и педагогика. – 2016. – № 4 (21). – C. 99-106.

32. Горлачева В. В. Гендерные особенности цветообозначений в современном русскоязычном рекламном дискурсе / В. В. Горлачева // Bісник запорізького національного університету. Філологічні науки. – 2009. – № 1. – С. 22-28.

33. Гришкова В. И. Специфика речевого поведения мужчин и женщин в лингвистических исследованиях / В. И. Гришкова // Язык для специальных целей: система, функции, среда : сб. науч. статей. – Курск, 2004. – С. 36-38.

34. Хабибулина Э. А. Влияние гендерных стереотипов на функционирование цветообозначений в области моды / Э. А. Хабибулина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. – № 28 (243). – С. 116-120.

35. Русский ассоциативный словарь. URL: http://tesaurus.ru/dict/ (дата обращения 21. 02. 2022).

36. Кузнецова О. А. Гендерные особенности восприятия цвета в рекламе / О. А. Кузнецова, А. Д. Челидзе, Д. С. Демчук // Евразийский союз ученых. – 2015. – № 5 (14). – С. 121-123.

37. Кононенко А. А. Психологические основы использования цвета в рекламной продукции / А. А. Кононенко, В. В. Петьков // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2020. – № 5. – С. 47-55.

38. Tanygina E. The Inner Image of Russian Color Term черньӀй (Black) (Experimental Study) // Proceedings of the International Scientific and Practical Conference “Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences” (CILDIAH 2019). 2019. Vol. 69. URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2019/10/shsconf_cildiah2019_00117.pdf

39. Таныгина Е. А. Исследование внутреннего образа слов-цветообозначений русского языка с использованием методики семантического дифференциала / Е. А. Таныгина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Филология и искусствоведение. – Киров: ВятГГУ, 2011. – № 1 (2). – С. 35 – 41.

40. Kim M. K., Muller H. M., Weiss S. What you "mean'' is not what I "mean'': Categorization of verbs by Germans and Koreans using the semantic differential // LINGUA. 2021. Vol. 252. DOI: 10.1016/j.lingua.2020.103012

41. Konishi T. The connotations of gender: A semantic differential study of German and Spanish // Word. 1994. Т. 45, №. 3. P. 317–327.

42. Голубева Е. В. Изучение концепта «деньги» методом семантического дифференциала / Е. В. Голубева // Языковая личность. Речевые жанры. Текст : сборник научных трудов. – М., 2008. URL: http://golubevaelenav.narod.ru/science_L/gol_15.htm. (дата обращения 01. 02. 2022).

43. Анненкова А. В. Вербальные и визуальные коды социальной рекламы: опыт экспериментального исследования / А. В. Анненкова // Ученые записки : электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2014. – № 2 (30). – С. 117-122. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/verbalnye-i-vizualnye-kody-sotsialnoy-reklamy-opyt-eksperimentalnogo-issledovaniya?ysclid=lh6ak5jqld966006228 (дата обращения 01. 02. 02022).

44. Резанова З. И. Влияние грамматического рода на концептуализацию объектов (экспериментальное исследование) / З. И. Резанвоа // Вестник Томского государственного университета. Филология. – 2017. – № 50. – С. 104-124. DOI: 10.17223/19986645/50/7.

45. Соломин И. Л. Психосемантическая диагностика трудовой мотивации в управлении персоналом / И. Л. Соломин // Мир авионики. – 2006. – № 4. – С. 34-40.

46. Osgood Ch. E., Suci G., Tannenbaum P. The Measurement of Meaning. University of Illinois Press, 1957. 346 p.

47. Лагузова Е. Н. Устойчивые выражения с цветовым прилагательным оранжевый в русском языке XXI века / Е. Н. Лагузова // Социальные и гуманитарные знания. – 2021. – Т. 7. – № 4 (28). – С. 440-447. DOI: 10.18255/2412-6519-2021-4-440-447.


Рецензия

Для цитирования:


Таныгина Е.А. Экспериментальное исследование образа цветообозначения оранжевый в сознании носителей русской культуры. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(2):89-106.

For citation:


Таnygina Е.А. The Experimental Study of the Image of Russian Color Term Orange in the Consciousness of Russian Culture Bearers. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(2):89-106. (In Russ.)

Просмотров: 147


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)