Особенности формирования стрессоустойчивости в студенческой среде (результаты психологического исследования)
Аннотация
В работе рассматриваются такие понятия, как «стресс» и «стрессоустойчивость»; даются основные характеристики причин и последствий возникновения стресса у студентов; изучается необходимость формирования стрессоустойчивости как основы личностного ресурса студентов.
Актуальность изучения проблемы заключается в решении одной из главных задач современного образования, состоящей в поощрении эффективного учебного процесса обучающихся, их активности и самостоятельности.
Высокий уровень стрессоустойчивости является психологической основой независимости молодежи. Необходимым условием формирования ответной реакции на стресс является выбор студентами своей будущей профессии. На успешное обучение молодых специалистов влияет множество факторов, одним из которых является стресс. Возникающие трудности в учебном процессе вызывают дополнительное давление, в результате которого развивается стресс. Это порождает необходимость изучения способности студентов справляться со стрессовыми факторами, уровень которых влияет на качество их учебной деятельности.
Целью данного психологического исследования стало изучение формирования стрессоустойчивости в студенческой среде.
В работе изучаются такие характеристики, как стрессовые ощущения в поведенческих, соматических, и эмоциональных показателях (шкала психологического стресса); самооценка стрессоустойчивости; уровень стрессоустойчивости; способы «совладающего поведения» (копинг-механизмы). В работе проведен библиометрический анализ проблемы исследования, проведен эксперимент. Благодаря ему доказано, что для студентов существует необходимость проведения социально-психологического тренинга, который направлен на повышение стрессоустойчивости, снижение уровня стресса и уровня напряженности по соответствующим копинг-стратегиям. Методологическую основу исследования составили подходы: системный, аксиологический, гуманистически ориентированный. Методами исследования выступили теоретический анализ научных исследований; организационные методы; эмпирические методы: наблюдение, психодиагностические методы.
Ключевые слова
Об авторах
Н. В. ТарасоваРоссия
Надежда Владимировна Тарасова, кандидат педагогических наук, доцент
кафедра коммуникологии и психологии
305040
ул. 50 лет Октября, д. 94
Курск
Н. С. Тимофеев
Россия
Никита Сергеевич Тимофеев, преподаватель
кафедра коммуникологии и психологии
305040
ул. 50 лет Октября, д. 94
Курск
В. В. Шамакина
Россия
Виктория Владимировна Шамакина, бакалавр
кафедра коммуникологии и психологии
305040
ул. 50 лет Октября, д. 94
Курск
Список литературы
1. Либина А. В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? / А. В. Либина // Стиль человека: психологический анализ. – М.: Смысл, 1998. – 307 с.
2. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behaviour» в системе понятий психологии личности / С. К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 1998. – Т. 18. – № 5. – С. 30.
3. Столяренко Л. Д. Психология / Л. Д, Столяренко. – Р.-на-Д.: Феникс, 2004. – 448 с.
4. Леви В. Л. Приручение страха / В. Л. Леви. – М.: Метафора, 2010. – 192 с.
5. Кэннон У. К. Телесные изменения в боли, голоде, страхе, страхе и ярости / У. К. Кэннон. – Нью-Йорк, 1915. – 211 с.
6. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М.: Прогресс, 1979. – 124 с.
7. Александровский Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация / Ю. А. Александровский. – М.: Наука, 1976. – 173 с.
8. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса / Л. А. Китаев-Смык. – М.: Наука, 1983. – 215 с.
9. Кассиль Г. Н. Внутренняя среда организма / К. Н. Кассиль. – М.: Наука, 1983. – 235 с.
10. Русалова М. Н. Экспериментальные исследования эмоциональных реакций человека / М. Н. Русалова. – М.: Наука, 1979. – 307 с.
11. Погодаев К. И. К биологическим основам «стресса» и «адаптационного синдрома» / К. И. Погодаев // Актуальные проблемы стресса. – Кишинев: Штиинца, 1976. – 411 с.
12. Бохан Т. Г. Психология стресса: системный подход / Т. Г. Бохан. – Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. – 140 с.
13. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях / В. И. Лебедев. – М.: Политиздат, 1989. – 303 с.
14. Кондратенко Т. Н. Психология студенчества / Т. Н. Кондратенко. – М.: Академия, 2010. – 268 с.
15. Субботин С. В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя : дис. канд. психол. наук: 19. 00. 07. / С. В. Субботин. – Пермь, 1992. – 152 с.
16. Баранов А. А. Психологическая стрессоустойчивость и мастрество педагога: теоретические и прикладные аспекты : автореф. дис. … докт. психол. наук / А. А. Баранов. – СПб., 2002. – 41 с.
17. Варданян Б. Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости. Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы / Б. Х. Варданян. – М.: Лань, 2001. – 543 с.
18. Зильберман П. Б. Эмоциональная устойчивость оператора / П. Б. Зильберман // Очерки психологии труда оператора. – М., 1975. – 217 с.
19. Милерян Е. А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений / Е. А. Милерян. – М.: Педагогика, 1973. – 299 с.
20. Данилова Н. Н. Психофизиология / Н. Н. Данилова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 372 с.
21. Плахтиенко В. А. Надежность в спорте / В. А. Плахтиенко. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 176 с.
22. Черникова Т. В. Гуманитарная психология образования / Т. В. Черникова. – М.: Междунар. пед. акад., 2001. – 216 с.
23. Lazarus R. S. Stress, appraisal and coping. N. Y.: Springer Publishing House, 1984. 141 p.
24. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога / Е. И. Рогов. – М.: Владос, 1999. – 368 с.
25. Церковский А. Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости / А. Л. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. – 2011. – № 1. – Т. 10. – 30 с.
26. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизенный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина. – М.: Сфера, 2005. – С. 280-315.
27. Хвалина С. А. Экзаменационный стресс / С. А. Хвалина // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – Саратов, 2013. – Вып. 2. – 4 с.
Рецензия
Для цитирования:
Тарасова Н.В., Тимофеев Н.С., Шамакина В.В. Особенности формирования стрессоустойчивости в студенческой среде (результаты психологического исследования). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(2):154-169.
For citation:
Tarasova N.V., Timofeev N.S., Shamakina V.V. Features of the formation of stress resistance in the student environment (results of psychological study). Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(2):154-169. (In Russ.)