Речевое воздействие имиджевой рекламы: некоторые лингвистические особенности рекламного текста
Аннотация
Статья посвящена исследованию особенностей речевого воздействия имиджевой рекламы.
Значимость рекламной коммуникации в современном мире, как и необходимость более глубокого понимания механизмов речевого воздействия рекламы, а также языковых средств, применяемых при её создании, определили актуальность проведённого исследования.
Несмотря на большое количество научной литературы, посвящённой различным аспектам функционирования рекламы, недостаточно изученным остаётся вопрос интегрирования разрозненных знаний в комплексную модель, содержащую информацию как о механизмах речевого воздействия в рекламном тексте, так и о специфических выразительных средствах языка, используемых при создании рекламы, что стало целью исследования.
В задачи исследования входило рассмотрение понятия речевого воздействия в рекламе с учётом специфики рекламной коммуникации, анализ модели когнитивно-психологического воздействия рекламного текста на индивида и её компонентов, а также исследование языковых особенностей рекламного текста и, в частности, применяемых в ней выразительных средств, направленных на интенсификацию самого процесса речевого воздействия.
Коммуникативное воздействие имиджевой рекламы, являющейся многоаспектным и многофакторным социально-психологическим феноменом, осуществляется посредством воздействия на знания и отношения индивида к объекту рекламы, определяя его предрасположенность к изменению потребительского поведения в отношении предмета рекламы. Кроме того, необходимо понимать, что комплексный характер речевого воздействия рекламного текста проявляется на всех уровнях – от фонемы / графемы до целого предложения, причём ведущая роль в речевом воздействии принадлежит взаимодействию когнитивных сфер и ассоциативным связям, формирующимся в индивидуальном лексиконе человека – адресата рекламы. Анализ языкового материала имиджевой рекламы показал, что применяемые в рекламном тексте речевые и языковые выразительные средства активно используются для явного и / или скрытого воздействия на аудиторию, создавая и / или трансформируя ассоциативные связи и внутренние образы, стоящие за рекламным объектом в индивидуальном лексиконе индивида.
Ключевые слова
Об авторе
А. В. АнненковаРоссия
Антонина Владимировна Анненкова, кандидат филологических наук
305040
ул. 50 лет Октября, д. 94
Курск
Список литературы
1. Андреева О. А. Текст как «ТЕСИС» от античности до современности / О. А. Андреева // Язык для специальных целей: система, функции, среда : сб. науч. ст. VI Межд. науч.-практ. конф. – Курск, 2016. – С. 22-28.
2. Анненкова А. В. Специфика функционирования образов имиджевой рекламы в индивидуальном лексиконе (экспериментальное исследование) : дис. … канд. филол. наук / А. В. Анненкова. – Тверь, 2018. – 229 с.
3. Зубкова О. С. Специфика функционирования образов имиджевой рекламы в индивидуальном лексиконе / О. С. Зубкова, А. В. Анненкова. – Курск, 2017. – 242 с.
4. Анненкова А. В. Вербальные и визуальные коды социальной рекламы: опыт экспериментального исследования / А. В. Анненкова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2014. – № 2 (30). – С. 117-122.
5. Анненкова А. В. Специфика формирования виртуальных образов в имиджевой рекламе / А. В, Анненкова // Теория и практика языковой коммуникации : VII Межд. науч.-метод. конф. – Уфа: УГАТУ, 2015. – С. 16-20.
6. Анненкова А. В. Особенности восприятия образной составляющей имиджевой рекламы (некоторые результаты ассоциативного эксперимента) / А. В. Анненкова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2017. – Т. 7. – № 3 (24). – С. 58-66.
7. Стернин И. А. Речевое воздействие как теоретическая и прикладная наука / И. А, Стернин // Теоретические и прикладные проблемы языкознания. – Воронеж: Истоки, 2008. – С. 238-353.
8. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи : изд. 5-е / О. С. Иссерс. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 288 с.
9. Анненкова А. В. Специфика контекста имиджевой рекламы / А. В. Анненкова // Теория языка и межкультурная коммуникация. – 2014. – № 2 (16). – С. 9-14.
10. Анненкова А. В. Особенности языка имиджевой рекламы / А. В. Анненкова // Теория языка и межкультурная коммуникация. – 2016. – № 1 (20). – С. 1-9.
11. Tanygina E. A. The Inner Image of Russian Color Term черный (Black) (Experimental Study) // Proceedings of the International Scientific and Practical Conference “Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences” (CILDIAH 2019). 2019. Vol. 69 (2019). doi: 10.1051/shsconf/20196900117
12. Таныгина Е. А. Образ цветообозначения желтый в сознании носителей русской культуры (экспериментальное исследование) / Е. А. Таныгина // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2019. – Т. 9, № 3. – С. 99–113.
13. Таныгина Е. А. Образ университета, стоящий за словами образование, ВУЗ, университет в сознании современных студентов / Е. А. Таныгина, Т. С. Никитенкова // Вестник Тверского государственного университета. Сер. «Филология». – 2020. – № 4 (67). – С. 87-97.
14. Анненкова А. В. Специфика проксонимических признаков в текстах имиджевой рекламы (на материалах рекламы региональных вузов) / А. В. Анненкова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2015. – № 2(15). – С. 16-21.
15. Анненкова А. В. К вопросу о восприятии образной составляющей поликодового текста имиджевой рекламы: гендерный фактор (экспериментальное исследование) / А. В. Анненкова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2019. – Т. 9. – № 2 (31). – С. 21-32.
16. Власян Г. Р. Природа речевого воздействия / Г. Р. Власян // Вестник Челябинского государственного университета. – 2007. – № 20. – С. 31-34.
17. Гришечко Е. Г. Определение понятия речевого воздействия и виды этого воздействия / Е. Г. Гришечко // Гуманитарные и социальные науки. – 2008. – № 4. – С. 53-59.
18. Ковешникова М. Н. Речевая манипуляция и приёмы речевого манипулирования / М. Н. Ковешникова // XVIII Царскосельские чтения : материалы Междунар. науч. конф. – СПб.: Ленингр. гос. ун-т, 2014. – Т. I. – С. 387-394.
19. Мегентесов С. А. Лингвистические аспекты психического воздействия и приёмов манипуляции / С. А. Мегентесов, И. Мохамад. – Краснодар, 1997. – 111 с.
20. Базылев В. Н. Российская лингвистика XXI века: традиции и новации / В. Н. Базылев. – М.: Изд-во СГУ, 2009. – 380 с.
21. Петровская А. А. Влияние рекламы на поведение людей / А. А. Петровская // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2014. URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014001012 (дата обращения: 22. 02. 2022)
22. Кинцель А. В. Психолингвистические механизмы речевого воздействия / А. В. Кинцель // Известия Алтайского государственного университета. – 2013. – Т. 2. – № 2 (78). – С. 150-154.
23. Зубкова О. С. Условия возникновения метафоры / О. С. Зубкова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2011. – № 5 (1). – С. 306-312.
24. Зубкова О. С. Метафора в профессиональной семиотике / О. С. Зубкова. – Курск, 2011. – 334 с.
25. Андреева О. А. К вопросу о просвещенности / О. А. Андреева // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2017. – Т. 7. – № 4 (25). – С. 20-24.
26. Анастасян Ж. Стилистическая функция односоставных предложений / Ж. Анастасян // Ученые записки Арцахского государственного университета, гуманитарные науки. – 2015. – № 1. – С. 194-199.
27. Кремнева А. В. Чувственные основания значения слова / А. В. Кремнева, Е. Ю. Мягкова // Язык, коммуникация и социальная среда. – 2007. – № 5. – С. 144-151.
28. Егорова В. И. Эмотивная лексика в лингвистике / В. И. Егорова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2013. – № 2. – С. 44-49.
29. Власенко Н. И. Интерпретация текстов различной речевой интенции / Н. И. Власенко // Язык для специальных целей: система, функции, среда : сб. науч. ст. VII Межд. науч.-прак. конф. – Курск, 2018. – С. 52-55.
30. Кремнева А. В. Динамика эмоционально-чувственного образа, стоящего за словом / А. В. Кремнева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 65. – С. 158-162.
31. Гришкова В. И. Молодежный жаргон / В. И. Гришкова // Молодежь и XXI век : тезисы докладов 33 вузовской научно-технической конференции студентов и аспирантов в области научных исследований. – Курск, 2005. – С. 152-153.
32. Попадинец Р. В. Прецедентные имена в сознании носителя русского языка (Экспериментальное исследование) : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Р. В. Плопадинец. – Курск, 2006. – 22 с.
33. Красных В. В. Когнитивная база и прецедентные феномены в системе других единиц и в коммуникации / В. В. Красных [и др.] // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. –1997. – № 3. – С. 62-85.
34. Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? / В. В. Красных. – М.: Гнозис, 2003. – 374 с.
35. Попадинец Р. В. Образование новых метафор как основание динамики прецедентной базы культуры / Р. В. Попадинец // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2013. – № 3. – С. 71-79.
36. «Цигель-цигель! Ай лю-лю!» Великих Миронова и Папанова пристроили в банковский бизнес // URA.RU. – 2014. URL: https://ura.news/news/1052175332 (дата обращения 07. 03. 2022)
37. Жительница Калининграда пожаловалась в ФАС на рекламу банка с фотографией Андрея Миронова // KGD.RU. – 2014. URL: https://kgd.ru/news/society/item/36056-zhitelnica-kaliningrada-pozhalovalas-v-fas-na-reklamu-banka-s-fotografiej-andreya-mironova/ (дата обращения 07. 03. 2022)
38. Леонтьев А. А. Иноязычные вкрапления в русскую речь / А. А. Леонтьев // Вопросы культуры речи. – 1966. – № 7. – С. 60-68.
39. Бабкин А. М. Русская фразеология, ее развитие и источники / А. М. Бабкин. – Л.: Наука, 1970. – 262 с.
40. Грайс Г. П. Логика и речевое общение : пер. с англ. / Г. П. Грайс // Грайс Г. П. Новое в зарубежной лингвистике : Вып. XVI. Лингвистическая прагматика / Г. П. Грайс. – М.: Прогресс, 1985. – С. 217-237.
Рецензия
Для цитирования:
Анненкова А.В. Речевое воздействие имиджевой рекламы: некоторые лингвистические особенности рекламного текста. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(2):124-141.
For citation:
Annenkova A.V. Linguistic Manipulation of Image Advertising: Some Linguistic Characteristics of Advertising Text. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(2):124-141. (In Russ.)