Ассоциативный эксперимент как метод исследования изменений гендерной специфики восприятия новых слов носителями языка
Аннотация
В статье описываются некоторые результаты сравнительного анализа двух экспериментальных исследований гендерных особенностей восприятия значений новых слов носителями русского языка. Подобные исследования вносят вклад в изучение содержания индивидуального сознания человека, которое призвано способствовать пониманию картины мира всей социокультурной общности, к которой принадлежит индивид. Эксперименты были проведены с разницей в 16 лет, и целью их сравнения было установить наличие или отсутствие отличий в полученных данных, что, в свою очередь, может свидетельствовать о динамике речемыслительной деятельности и влияющих на неё экстралингвистических факторов, а также о возможных изменениях в гендерных стереотипах и установках, произошедших за последнее время. Эксперименты были проведены методами распознавания слова как знакомого / незнакомого, оценивания степени понятности значения слова и приведения свободной ассоциации. В статье представлены результаты количественного анализа данных, собранных в ходе проведения более позднего исследования, и сравнения их с соответствующими данными, полученными во время первого исследования. В процессе обработки этой информации исследователи подтвердили вывод о том, что гендерный фактор не оказывает значительного влияния на речемыслительные процессы человека. При этом в ходе сравнительного анализа экспериментальных данных обоих экспериментов были выявлены несовпадающие и противоречащие друг другу тенденции. В заключении авторы статьи подчёркивают, что более точная интерпретация факта склонности участников более позднего исследования к частому отказу от приведения ассоциативных реакций и других установленных расхождений с результатами первого исследования будет дана после качественного анализа и сопоставления данных обоих экспериментальных исследований.
Об авторах
М. В. ВиноградоваРоссия
Маргарита Владимировна Виноградова, кандидат филологических наук, доцент
Институт радиоэлектроники и информатики
кафедра иностранных языков
119454просп. Вернадского, д. 78
Москва
Д. И. Эркенова
Россия
Джамиля Исмаиловна Эркенова, ассистент
Институт радиоэлектроники и информатики
кафедра иностранных языков
119454
просп. Вернадского, д. 78
Москва
Список литературы
1. Залевская А. А. Значение слова через призму эксперимента / А. А. Залевская. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2011. – 240 с.
2. Стернин И. А. Психолингвистическое описание значения как источник информации об обществе / И. А. Стернин // Теория речевой деятельности: вызовы современности : материалы XIX Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. – М.: Изд-во «Канцлер», 2019. – C. 23–25.
3. Хлопова А. И. Ассоциативный эксперимент как метод установления изменения коннотации базовой ценности / А. И. Хлопова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2019. – Т. 9, № 1 (30). – С. 80-85.
4. Залевская А. А. Текст и его понимание / А. А. Залевская. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. – 177 с.
5. Стернин И. А. Проблемы интерпретации результатов ассоциативных экспериментов / И. А. Стернин // Вопросы психолингвистики. – 2020. – Т. 3 (45). – С. 110-125.
6. Кудинова Т. В. Важные педагогические факторы эффективного обучения иностранному языку в непрофильном ВУЗе / Т. В. Кудинова [и др.] // Языковой дискурс в социальной практике : материалы Международной научно-практической конференции. – Тверь: Изд-во Тверского государственного университета, 2021. – С. 104–111.
7. Никитина Е. С. Ассоциативный эксперимент в хронотопе коммуникаций (психолингвистический аспект) / Е. С. Никитина // Russian Linguistic Bulletin. – 2021. – 4 (28). – С. 193-201. doi: 10.18454/RULB.2021.28.4.4
8. Виноградова М. В. Гендерный аспект процесса идентификации значения нового 0слова носителями языка : автореф. дис. … канд. филол. наук / М. В. Виноградова. – Курск, 2009. – 18 с.
9. Медведева А. А. Гендерные особенности процесса восприятия феминитивов / А. А. Медведева, М. В. Виноградова // Язык, культура, ментальность: проблемы и перспективы филологических исследований : cборник II Международной научной конференции. – Курск, 2020. – С. 238-246.
10. Степыкин Н. И. Классификация вербальных реакций как важнейший этап интерпретации экcпериментальных данных / Н. И. Степыкин // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2017. – Т. 7. – № 1 (22). – С. 39-46.
Рецензия
Для цитирования:
Виноградова М.В., Эркенова Д.И. Ассоциативный эксперимент как метод исследования изменений гендерной специфики восприятия новых слов носителями языка. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(2):63-73.
For citation:
Vinogradova M.V., Erkenova J.I. Association Experiment as a Method of Gender Specific Changes Study of New Words Perception by Native Speakers. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(2):63-73. (In Russ.)