Педагогический эксперимент как имплементация педагогической модели: некоторые результаты опытно-экспериментальной работы (на примере будущего учителя иностранного языка)
Аннотация
Современное общество диктует свои требования к системе образования и преподавателю, который рассматривается как транслятор знания молодому поколению. Следовательно, важно, чтобы учитель не только своевременно адаптировался к изменяющимся условиям, но и был готов сам меняться и самосовершенствоваться, чтобы соответствовать новому статусу. Мы считаем, что современное профессиональное образование должно акцентироваться на подготовке будущих педагогических работников, обладающих не только первоклассными знаниями в своей сфере, но и являющихся высокомотивированными учителями с высоким уровнем ценностного отношения к педагогической профессии.
Именно данный постулат и определяет актуальность нашего исследования.
Процессом формирования ценностного отношения к педагогической профессии у студентов можно и нужно управлять во время обучения в высшем учебном заведении. Разработанная нами педагогическая модель, отражающая процесс формирования ценностного отношения к профессии учителя иностранного языка, была апробирована на практике во время занятий студентов, обучающихся на факультете иностранных языков. Такая имплементация теоретических и методических вопросов на практике является педагогическим экспериментом в реальном времени.
Таким образом, изучение теоретических и практических вопросов проведения педагогического эксперимента стало целью нашего исследования, для достижения которой были решены следующие задачи: 1) изучить педагогические условия практической имплементации педагогической модели; 2) проанализировать полученные в контексте апробации результаты.
В качестве основных методов и методик, используемых в работе, были выбраны теоретический анализ и систематизация научных исследований, метод интерпретации и консолидации данных, полученных при проведении педагогического эксперимента. Полученные результаты свидетельствуют о валидности предложенной педагогической модели и созданного на её основе практикума. Важно отметить, что приведённый в статье педагогический эксперимент является частью комплексной опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного отношения к профессии учителя иностранного языка на этапе обучения в университете.
Об авторе
А. В. АнненковаРоссия
Антонина Владимировна Анненкова, кандидат филологических наук, доцент
кафедра иностранных языков
305040
ул. 50 лет Октября 94
Курск
Researcher ID: D-5896-2014
Список литературы
1. Калинникова Н. Г. Непрерывное педагогическое образование как парадигма / Н. Г. Калинникова // Знание. Понимание. Умение. – 2005. – № 3. – С. 186-189.
2. Андреева О. А. Просветительская деятельность в условиях современной глобализации / О. А. Андреева // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2012. – № 4-1 (43). – С. 223-227.
3. Баянкина Е. Г. Значение изучения иностранных языков в приобщении студентов к ценностям мировой культуры / Е. Г. Баянкина, Л. Г. Трофимова, А. Миллер // Образование и просвещение в истории России. – СПб.: Изд-во «Нестор», 1997. – С. 73-77.
4. Баянкина Е. Г. Пути интеграции высшей школы в межкультурное образовательное пространство / Е. Г. Баянкина // Региональная стратегия вхождения вузов в международное образовательное и научное пространство : мат. науч.-практ. конф. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2000. – С. 86.
5. Соловьева Э. Б. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности будущего учителя иностранного языка : дис. ... канд. пед. наук / Э. Б. Соловьева. – Магнитогорск, 2001. – 156 c.
6. Маслова Е. А. Профессиональная компетенция учителя иностранного языка. Профессиональные качества учителя иностранного языка / Е. А. Маслова // Инфоурок. – 2017. URL: https:// infourok.ru/professionalnaya-kompetenciya-uchitelya-inostrannogo-yazika-professionalnie-kachestva-uchitelya-inostrannogo-yazika-1597515.html (дата обращения: 03. 04. 2021).
7. Анненкова А. В. Понятие ценности и ценностного отношения к профессии учителя у студентов педагогических специальностей / А. В. Анненкова // Научный поиск молодых исследователей : электр. науч. журнал. – 2017. – № 1 (5). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41437625 (дата обращения: 12. 04. 2021).
8. Анненкова А. В. Право как структурный элемент ценностной системы индивида и общества / А. В. Анненкова, Р. М. Моралес // Права человека: история, теория, практика : сб. науч. ст. // VIII Всерос. науч.-практ. конф. – Курск, 2019. – С. 10-13.
9. Анненкова А. В. Формирование профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка у студентов педагогических специальностей / А. В. Анненкова // Обучение иностранным языкам – современные проблемы и решения : сб. итог. матер. I Межд. науч.-практ. конф. им. Е. Н. Солововой. – Обнинск: Титул, 2020. – С. 747-753.
10. Анненкова А. В. Формирование ценностного отношения к профессии учителя иностранного языка у студентов во время обучения в педагогическом вузе / А. В. Анненкова // Языковое образование: традиции и современность : сборник материалов Межд. науч.-практ. конф., посвященной памяти доктора пед. наук, профессора Солововой Е. Н. – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – С. 229-230.
11. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1976. – 416 с.
12. Казарьянц К. Э. Мотивация успешности учебной деятельности студентов / К. Э. Казарьянц. URL: https://upload.pgu.ru/iblock/0a4/uch_2009_ix_00011.pdf (дата обращения: 10. 04. 2021).
13. Анненкова А. В. К проблеме разработки модели формирования ценностного отношения студентов к будущей профессии учителя / А. В. Анненкова // Научный поиск молодых исследователей : электр. науч. журнал. – 2017. – № 2 (6). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45640872 (дата обращения: 12. 04. 2021).
14. Анненкова А. В. Методические аспекты моделирования процесса формирования ценностного отношения к будущей профессии учителя иностранного языка у студентов педагогического вуза / А. В. Анненкова, Ю. И. Семенова // Актуальные проблемы современного иноязычного образования : ст. № 6. – Курск: КГУ, 2017. (CD-ROM).
15. Анненкова А. В. Моделирование процесса формирования ценностного отношения к будущей профессии как отражение реалий современного общества (на примере будущего учителя иностранного языка) / А. В. Анненкова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Лингвистика и педагогика. – 2021. – Т. 11, № 1. – С. 94–112.
16. Анненкова А. В. Формирование ценностного отношения к профессии учителя иностранного языка у студентов во время обучения в педагогическом вузе / А. В. Анненкова // Актуальные проблемы современного иноязычного образования : ст. № 10. – Курск: КГУ, 2019. (CD-ROM).
17. Анненкова А. В. Обзор теоретико-методологических аспектов процесса формирования ценностного отношения к профессии учителя иностранного языка у студентов педагогических специальностей / А. В. Анненкова // Обучение иностранному языку: современность и перспективы : сб. науч. статей регионал. науч.-метод. конф. – Курск, 2019. – С. 37-50.
18. Тюнякин А. И. Формирование ценностных отношений будущих магистров педагогического образования к межкультурному взаимодействию: на примере магистерской программы «Языковое образование: иностранные языки» : дис. ... канд. пед. наук / А. И. Тюнякин. – Курск, 2016. – 183 с.
19. Жехрова М. В. Формирование ценностного отношения будущих учителей иностранного языка к иноязычной культуре : дис. ... канд. пед. наук / М. В. Жехрова. – Воронеж, 2007. – 219 с.
20. Матвеева И. А. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности выпускников военного авиационного вуза средствами деловой игры / И. А. Матвеева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011. – Т. 13, № 2-2. – С. 301-305.
21. Ярушева С. А. Деловые игры как особенность интерактивных технологий / С. А. Ярушева // Вестник Челябинского государственного университета. – 2005. – № 1 (4). – С. 94-98.
22. Левин А. И. Ролевая игра как интерактивная образовательная технология на занятиях по иностранному языку в магистратуре / А. И. Левин, Л. В. Левина // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2013. – № 4. – С. 132-138.
23. Баянкина Е. Г. Interdisciplinary Approach to ELT: a Way to Meet the Challenge / Е. Г. Баянкина, В. В. Махова // Abstracts for The XVII NATE – Russia International Annual Conference “New Times – New Songs: ELT after 2010”. – Kaliningrad, 2011. – P. 32-34.
24. Левин А. И. К вопросу об иноязычной коммуникативной компетенции в подготовке аспирантов / А. И. Левин, Л. В. Левина // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2017. – Т. 7. – № 1 (22). – С. 69-75.
25. Торунова Н. И. Деловая игра в профессиональной подготовке лингвиста–преподавателя / Н. И Торунова, Г. И. Кокташаева, В. А. Шерстеникина // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 6. – С. 77-83.
26. Сластенин В. А. Педагогика / В. А. Сластенин. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
27. Заречнова К. В. Компоненты педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов по сервису и туризму / К. В. Заречнова // Известия Алтайского государственного университета. – 2011. – № 2-1. – С. 12-15.
28. Перевалова А. А. Профессиональная стабильность будущего педагога / А. А. Перевалова // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2015. – № 4 (20). – С. 172-176.
29. Панова Н. В. Профессиональное развитие личности педагога / Н. В. Панова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2 (117). – С. 101-106.
30. Ольховая Т. А. Становление субъектности студента университета / Т. А. Ольховая. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. – 186 с.
31. Хабарова Т. С. Я-концепция как основа становления субъектности при формировании позиции будущей профессиональной деятельности студентов медицинского вуза / Т. С. Хабарова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – № 4 (333). – С. 143-149.
32. Таныгина Е. А. Образ современной школы в сознании русскоязычных студентов / Е. А. Таныгина, Н. Г. Нефедов, Н. Ю. Рубцов // Язык для специальных целей: система, функции, среда : сб. науч. статей VIII Междун. научно-практ. конф. – Курск, 2020. – С. 412-416.
33. Таныгина Е. А. Образ университета, стоящий за словами образование, ВУЗ, университет в сознании современных студентов / Е. А. Таныгина, Т. С. Никитенкова // Вестник Тверского государственного университета. Сер. «Филология». – 2020. – № 4 (67). – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2011. – С. 87-97.
34. Кремнева А. В. Вербальный образ «своего» и «не-своего» преподавателя глазами представителей разных культур / А. В. Кремнева, Р. В. Попадинец // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. – 2010. – № 15. – С. 179-184.
35. Кремнева А. В. Образ преподавателя высшей школы глазами иностранных студентов / А. В. Кремнева, Р. В. Попадинец // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. – 2011. – № 2. – С. 179-186.
36. Махова В. В. Развитие коммуникативной компетенции и формирование устойчивой мотивации студентов в научно-профессиональной сфере (на примере обучения английскому языку) / В. В. Махова // Новые педагогические исследования. – 2007. – № 5. – С. 120-130.
Рецензия
Для цитирования:
Анненкова А.В. Педагогический эксперимент как имплементация педагогической модели: некоторые результаты опытно-экспериментальной работы (на примере будущего учителя иностранного языка). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(3):137-157.
For citation:
Annenkova A.V. Pedagogical Experiment as Implementation of Pedagogical Model: Some Results of Experimental Work (Example of Future Foreign Language Teachers). Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(3):137-157. (In Russ.)