Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Особенности психологического сопровождения лиц с приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата

Аннотация

   Изучение условий, определяющих успешность процесса реабилитации у лиц с приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), детерминировано возрастающей ролью в психологическом сопровождении и интеграции таких личностей в обществе, а также недостаточностью методологических подходов и апробированных рекомендаций, направленных на повышение реабилитационного
процесса.

   Целью исследования являлось изучение индивидуально-психологических характеристик лиц с приобретенными нарушениями ОДА, а также разработка и оценка эффективности модели психологической реабилитации.

   В статье представлена психологическая характеристика лиц с приобретёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА). Согласно результатам психодиагностического обследования разработана модель психологического сопровождения лиц с нарушениями ОДА. Осуществлена экспериментальная проверка эффективности модели индивидуальной программы реабилитации и реадаптации. Нами использовались следующие методы исследования: клинико-психологический, психодиагностический, статистические, методы анализа эмпирических данных. Выявлено, что лицам с приобретенными нарушениями ОДА свойственен низкий адаптационный потенциал личности, повышенный уровень психоэмоционального напряжения, характерен недостаточный уровень самоактуализации, саморегуляции, а также способности к осознанному планированию деятельности. Определено, что жизнестойкость характеризуется низкой вовлеченностью, недостаточной способностью к преодолению жизненных сложностей. Показано, что личностным фактором, усиливающим дезадаптацию, является низкая контактность, эмоциональная напряженность при взаимодействии с другими. Предложенная модель психологической помощи лицам с приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата способствует преодолению пассивности, отчужденности; направлена на развитие самостоятельности, ответственности, активной жизненной позиции, формированию системы ценностных установок, укреплению социальной позиции и успешной социальной интеграции. Психокоррекционная работа с личностью с нарушениями опорно-двигательного аппарата, приобретенными в зрелом возрасте, рассматривается основополагающим направлением в процессе организации психологического сопровождения, поскольку первоочередной задачей является формирование адаптивных способов поведения в трудных жизненных ситуациях, активизация внутренних ресурсов с целью личностного развития и решения психологических проблем, с которыми сталкивается человек.

Об авторах

Т. Н. Разуваева
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия

Татьяна Николаевна Разуваева, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой

кафедра общей и клинической психологии

308015

ул. Победы 85

Белгород

Researcher ID: AAF-2222-2020



А. В. Локтева
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия

Анна Владимировна Локтева, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры

кафедра общей и клинической психологии

308015

ул. Победы 85

Белгород

Researcher ID: N-4382-2016



Ю. Н. Гут
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия

Юлия Николаевна Гут, кандидат психологических наук, доцент

кафедра общей и клинической психологии

308015

ул. Победы 85

Белгород

Researcher ID: AAC-5276-2019



Е. П. Пчелкина
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия

Евгения Петровна Пчелкина, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры

кафедра общей и клинической психологии

308015

ул. Победы 85

Белгород

Researcher ID: AAC-1848-2021



Список литературы

1. Арпентьева М. Р. Метатехнология понимания и проблемы интеграции инвалидов в жизнь общества / М. Р. Арпентьева // Социальное здоровье: проблемы и решения. – 2014. – № 2. – С. 58-70.

2. Бонкало Т. И. Особенности психологической адаптации инвалидов с поздним поражением опорно-двигательного аппарата / Т. И. Бонкало, А. В. Гольцов, С. В. Шмелева // Вестник Московского государственного областного университета. – 2016. – № 4. – С. 11–12.

3. Гольцов А. В. Образ физического «Я» как фактор адаптивного ресурса личности инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата / А. В. Гольцов, С. В. Шмелева // Человеческий капитал. – 2017. – № 3 (99). – С. 102-103.

4. Дарган А. А. Отражение детерминированности социального самочувствия и социальной мобильности людей с инвалидностью / А. А. Дарган // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. – 2017. – № 2 (27). – С. 162-167.

5. Клочко Е. Ю. Жизнь без барьеров: o перспективах и изменениях в положении детей с инвалидностью и инвалидов с детства / Е. Ю. Клочко // Психологическая наука и образование. – 2016. – Т. 21. – № 1. – С. 94–107.

6. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О. А. Конопкин. – М.: Ленанд, 2011. – 320 с. URL: https://urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Book&id=234398 (дата обращения 19. 02. 2020).

7. Кукшина А. А. Структура личности как основа организации психологического сопровождения в процессе медицинской реабилитации пациентов с нарушением двигательных функций / А. А. Кукшина, А. В. Котельникова, А. С. Гозулов // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. – 2014. – Т. 91. – № 5. – С. 6-11.

8. Кыштымова К. В. Особенности копинг-стратегий подростков с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / К. В. Кыштымова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. – 2015. – № 14. – С. 93-97.

9. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека / В. И. Моросанова // Психологический журнал. – 2002. – № 6. – С. 5–17.

10. Моросанова В. И. Стилевая саморегуляция поведения человека / В. И. Моросанова, Е. М. Коноз // Вопросы психологии. – 2015. – № 2. – С. 118–127.

11. Орусбаева Т. А. Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Т. А. Орусбаева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 7-2. – С. 104-107.

12. Пермякова М. Е. Мотивация к реабилитации и ее корреляты у пациентов с травмами опорно-двигательного аппарата : Ч. 1 / М. Е. Пермякова, Е. А. Леонтьева // Известия Уральского федерального университета. Серия I. Проблемы образования, науки и культуры. – 2019. – Т. 25. – № 2 (186). – С. 149-155.

13. Разуваева Т. Н. Модель психологического сопровождения лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Т. Н. Разуваева [и др.] // Медицинская психология в России : электрон. науч. журн. – 2020. – T. 12, № 3 (62). URL: http://mprj.ru.

14. Разуваева Т. Н. Психологическое сопровождение лиц с нарушениями опорно–двигательного аппарата, приобретенными во взрослом возрасте / Т. Н. Разуваева [и др.] – Белгород: Изд–во БелГУ, 2018. – 200 с.

15. Реабилитация больных с травматической болезнью спинного мозга / под общ. ред. Г. Е. Ивановой [и др.] – М.: Московские учебники и Картолитография, 2010. – 640 с.

16. Сабанов З. М. Проблемы комплексной социальной реабилитации и пути ее решения / З. М. Сабанов // Nauka i studia. – 2016. – Т. 6. – С. 153-156.

17. Сабанов З. М. Создание доступной среды для инвалидов / З. М. Сабанов // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 12. – С. 182–183.

18. Степанова О. А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования / О. А. Степанова // Инновации в профессиональной школе. – 2012. – № 8. – 60 с.

19. Токарская Л. В. Особенности жизнестойкости подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Л. В. Токарская, К. А. Полякова // Человек в условиях неопределенности : сборник научных трудов научно-практической конференции с международным участием : в 2-х т. / Л. В. Токарская, К. А. Полякова ; Самарский государственный технический университет ; под ред. Е. В. Бакшутовой, О. В. Юсуповой, Е. Ю. Двойниковой. – Самара, 2018. – С. 242–249.

20. Шмелева С. В. Особенности образа физического «Я» у инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата / С. В. Шмелева, А. В. Гольцов // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2016. – Т. 15. – № 3 (136). – С. 87-95.

21. Li L, Moore D. Acceptance of disability and its correlates // Journal of Social Psychology. 2008. Vol. 138. P. 13-25.

22. Murphy K., Cooney A., Shea E. O., Casey D. Determinants of quality of life for older people living with a disability in the community // Journal of Advanced Nursing. 2009. Vol. 65 (3). P. 606–615.

23. Razuvaeva T., Gut Y., Lokteva A., Pchelkina E. The problem of psychological rehabilitation of persons with disorders of the musculoskeletal system acquired in adulthood // Behavioral Sciences. 2019. 9 (12). 133.


Рецензия

Для цитирования:


Разуваева Т.Н., Локтева А.В., Гут Ю.Н., Пчелкина Е.П. Особенности психологического сопровождения лиц с приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(2):172-187.

For citation:


Razuvaeva T.N., Lokteva A.V., Gut J.N., Pchelkina E.P. Features of Psychological Support of Persons with Acquired Disorders of the Musculoskeletal System. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(2):172-187. (In Russ.)

Просмотров: 343


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)