Репрезентация образов водной стихии в автобиографической прозе М. А. Осоргина
Аннотация
Статья посвящена изучению смысловой и ценностной реализации образов водной стихии в автобиографической прозе М. А. Осоргина, актуализации писателем концептуального пространства памяти с помощью образов большой русской реки и родников, сформировавших свободный и независимый внутренний мир автобиографического героя и позволивших ему во всех скитаниях эмиграции остаться «простым» и «срединным» русским человеком.
Актуальность исследования определена как самим объектом изучения («вода» – одна из фундаментальных стихий мироздания, феномен которой обусловливает предполагаемую неисчерпаемость смыслов и рефлексий), так и поиском новых аспектов изучения художественного пространства автобиографической прозы первой волны русской эмиграции.
Исследование базируется на комплексном подходе, включающем применение историко-биографического, историко-литературного, описательно-аналитического методов. Установлено, что воспоминания о детстве, о своих истоках неразрывно связаны для М. А. Осоргина с двумя главными, основополагающими образами водной стихии. Один из них – «родник», другой – «великая русская река Кама», на берегах которой писатель провел годы детства и отрочества. Проанализированы художественные образы стихии воды в автобиографической прозе М. А. Осоргина; определено их индивидуально-авторское наполнение, соотнесенное с общекультурным содержанием. Показано, что в художественном мире М. А. Осоргина «вода родниковая» и «вода речная» – важнейшие образы, играющие смыслообразующую и сюжетообразующую роль, семантически связанные с представлениями о духовной жизни человека, его истоках и судьбе. Доказано, что образы водной стихии реализуют не только семантические, но и аксиологические возможности, отражая как собственные характеристики субъекта художественного образа, так и особенности идиостиля писателя.
Ключевые слова
Об авторах
Н. С. СтепановаРоссия
Надежда Сергеевна Степанова, доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой
кафедра русского языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных граждан
305040
ул. 50 лет Октября, д. 94
Курск
AuthorID: 443149
Н. В. Лымарь
Россия
Наталья Валерьевна Лымарь, аспирант
кафедра русского языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных граждан
305040
ул. 50 лет Октября, д. 94
Курск
Список литературы
1. Дырдин А. А. Хронотоп воды / реки в раннем творчестве А. Платонова / А. А. Дырдин // Филологический класс. – 2016. – № 4 (46). – С. 62–68. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hronotop-vody-reki-v-rannem-tvorchestve-a-platonova?ysclid=lha8rzk9cj746256775.
2. Цепляева Н. Е. Архетип воды в повести К. Д. Воробьёва «Сказание о моем ровеснике» / Н. Е. Цепляева // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2020. – № 3 (88). – С. 86–90.
3. Деревяшкина А. П. Образ воды и водной стихии в системе гоголевской художественной архаики (на материале цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки») : дис. … канд. филол. наук / А. П. Деревяшкина. – Ставрополь, 2012. – 220 с.
4. Красноярова Н. Г. Природа как концепт культуры: опыт культурфилософского очерка реки, воды, потока / Н. Г. Красноярова // Аналитика культурологии. – 2008. – № 1 (10). – С. 49–55.
5. Кусмидинова М. Х. Концепт Волги в историко-культурном развитии России: философский анализ : автореф. дис. … канд. филос. наук / М. Х. Кусмидинова. – Астрахань, 2010. – 19 с.
6. Курилова С. Н. Концепт «река» как актуальная ментальная единица водного пространства ландшафтной концептосферы в лингвокультуре лесных юкагиров / С. Н. Курилова // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. – 2015. – № 2 (5). – С. 135–142.
7. Захарова В. Т. Онтологический статус образа реки в русской прозе ХХ века (по материалам мемуарно-автобиографической публицистики) / В. Т. Захарова // Вестник Мининского университета. – 2013. – № 2. – С. 5.
8. Символика воды в русской словесности и мировой культуре / отв. ред. А. И. Смирнова. – М.: Книгодел; МГПУ, 2022. – 508 с.
9. Богданова И. А. Функционирование архетипического концепта «вода» в текстах народного и индивидуального творчества : автореф. дис. … канд. филол. наук / И. А. Богданова. – Челябинск, 2006. – 23 с.
10. Огнева Е. А. Когнитивное моделирование концептосферы художественного текста / Е. А. Огневаа. – М.: Эдитус, 2013. – 282 с.
11. Васильева Т. И. Литературоведческий подход к изучению художественного концепта / Т. И. Васильева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 7 (18). – Часть 1. – С. 51–54.
12. Чаплыгина Е. В. Интегрированный подход к исследованию структуры концепта / Е. В. Чаплыгина // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2021. – Т. 11. – № 2. – С. 79–89.
13. Степанова Н. С. Концептосфера «путь жизни» в автобиографической прозе первой волны русского зарубежья: к постановке вопроса / Н. С. Степанова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Лингвистика и педагогика. – 2014. – № 4. – С. 38–42.
14. Чжао П. Культ воды в культуре Китая: коннотативная информация в семантике фразеологических единиц с компонентом-названием стихии «вода» / Чжао П // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2021. – Т. 11. – № 4. – С. 54–61.
15. Абыканова Г. А. Концепт «вода» в языковой картине мира / Г. А. Абыканогва // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. – 2011. – № 1 (18). – С. 183–184.
16. Осоргин М. А. Времена / М. А. Осоргин // Осоргин М. А. Свидетель истории : Романы, повести, рассказы / М. А. Осоргин. – М.: Эксмо, 2010. – С. 577–733.
17. Осоргин М. А. Реки / М. А. Осоргин // Осоргин М. А. Воспоминания. Повесть о сестре / М. А. Осоргин. – Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1992. – С. 31–37.
18. Жлюдина А. В. Семантика художественного пространства в романах М. А. Осоргина : автореф. дис. … канд. филол. наук / А. В. Жлюдина. – Томск, 2012. – 24 с.
19. Степанова Н. С. Гармония человека и природы как условие формирования свободной души в автобиографическом повествовании М. Осоргина «Времена» / Н. С. Степанова // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2011. – № 2. – С. 160–165.
20. Степанова Н. С. Антропологический дискурс категории памяти в автобиографических текстах конца XIX – первой половины XX вв. / Н. С. Степанова, Н. З. Коковина, Е. А. Самофалова. – Курск, 2012. – 246 с.
Рецензия
Для цитирования:
Степанова Н.С., Лымарь Н.В. Репрезентация образов водной стихии в автобиографической прозе М. А. Осоргина. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(3):119-129.
For citation:
Stepanova N.S., Lymar N.V. Representation of Images of the Water Element in the Autobiographical Prose by M. A. Osorgin. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(3):119-129. (In Russ.)