Ложь в аспекте номинации (на материале современных медиатекстов)
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Актуальность работы обусловлена тем, что в информационном обществе СМИ становятся основным проводником и своеобразным преобразователем информации, представляемой для массового потребления.
Медиатекст предстает как основная единица мощного информационного потока, в которой репрезентируются разноплановые понятия, функционирующие в обществе. Феномен лжи как часть антиномии «ложь – истина», являясь одной из значимых бинарных онтологических оппозиций, в сфере массмедиа проявляется в виде манипуляции общественным сознанием, направленной на преобразование языковой картины мира. Языковое манипулирование в этой связи выступает как основная функция СМИ, вытесняющая все остальные. Номинация важнейших понятий в новостных медиатекстах становится одним из ведущих средств манипуляции, т. е. скрытого целенаправленного воздействия на адресата.
Целью данной работы является исследование специфики реализации аспектов номинации в поле антиномии «ложь – истина» на материале новостных медиатекстов.
В задачи исследования входит отбор текстов определенной тематики («Техногенные катастрофы», «Природные катаклизмы» и «Экономика»), анализ ключевых номинаций с позиции выявления языкового манипулирования.
Выбор тематики медиатекстов обусловлен тем, что их новостное описание связано с употреблением терминологических единиц, с одной стороны, и соблюдением принципа доступности, связанного с массовостью, с другой.
Анализ «балансирования» номинативных единиц в поле «ложь – истина», связанного с выбором в пользу манипулятивного эффекта в сфере массмедиа, является предметом исследования в настоящей статье.
Обозначенные материалы исследования требуют применения методов сбора и обработки информации (аналитико-синтетическая обработка), методов классификации и систематизации, а также метода сплошной выборки для отбора и анализа текстовых материалов. К основным результатам работы можно отнести компоративный анализ феномена «ложь», систематическое описание специфики медиатекстов, изучение и анализ манипулятивного аспекта в номинации понятий, отражающих реалии в современных новостных медиатекстах.
Об авторах
Г. В. ПоповаРоссия
Галина Владимировна Попова, кандидат педагогических наук, доцент
кафедра теоретической и прикладной лингвистики
305040
ул. 50 лет Октября, д. 94
Курск
И. В. Капанин
Россия
Иван Владимирович Капанин, студент 3 курса
факультет лингвистики и межкультурной коммуникации
305040
ул. 50 лет Октября, д. 94
Курск
Список литературы
1. Сунь-Цзы. Искусство войны / Сунь-Цзы ; пер. с англ. Н. Рыбальченко; под ред. Т. Клири. - София, 2008. - 90 с.
2. Толковый словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. URL: https://slovarozhegova.ru (дата обращения: 08. 01. 2022.)
3. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. URL: https://ushakovdictionary.ru (дата обращения: 08. 01. 2022.)
4. Современный толковый словарь русского языка : в 3 т. / под ред. Т. Ф. Ефремовой. URL: https://www.efremova.info (дата обращения: 08. 01. 2022.)
5. Новая философская энциклопедия : в 4 т. / под редакцией В. С. Стёпина. - М.: Мысль, 2001. URL: https://iphras.ru/page12557492.htm.
6. Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь / П. Экман. - СПб.: Питер, 2018. - 384 с.
7. Секацкий А. К. Онтология лжи / А. К. Секацкий. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2000. - 176 с.
8. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона. - СПб.: Брокгауз-Эфрон, 1890-1907. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/62102.
9. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона : Т. 34. - СПб., 1896. - 1055 с.
10. Норман Б. Ю. Теория языка. Вводный курс : учебное пособие / Б. Ю,. Норман. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 296 с.
11. Иссерс О. С. Речевое воздействие : 2-е изд. / О. С. Иссерс. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 224 с.
12. Блакар Р. Язык как инструмент социальной власти / Р. Блакар // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М., 1987. - С. 88-125.
13. Засурский Я. Н. Медиатекст в контексте конвергенции / Я. Н. Засурский // Язык современной публицистики. - М., 2007. - С. 7-12.
14. Современный медиатекст : 4-е изд., стер / отв. ред. Н. А. Кузьмина. - М.: Флинта, 2019. - 416 с.
15. Кубрякова Е. С. Вербальная деятельность СМИ как особый вид дискурсивной деятельности / Е. С. Кубрякова, Л. В. Цурикова // Язык средств массовой информации. - М., 2008. - С. 183-209.
16. Волков А. А. Филология и риторика массовой информации / А. А. Волков // Язык средств массовой информации. - М., 2008. - С. 118-132.
17. Казак М. Ю. Современные медиатексты: проблемы идентификации, делимитации, типологии / М. Ю. Казак // Медиалингвистика. - 2014. - № 1 (4). URL: https://medialing.ru/2014-vypusk-1-4 (дата обращение: 28. 05. 2022)
18. Моль А. Социодинамика Культуры / А. Моль. - М.: КомКнига, 2005. - 407 с.
19. Негрышев А. А. Аспекты речевого воздействия в новостях СМИ / А. А. Негрышев. - Владимир: ВГГУ, 2009. - 144 с.
20. Толковый словарь живаго Великорускаго языка В. Даля. URL: http://slovardalja.net (дата обращения: 08. 01. 2022)
21. Михальская А. К. Язык российских СМИ как манипулирующая система / А. К. Михальская // Язык средств масовой информации как объект междиспиплинарного исследования. - М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2001. - С. 23-25.
22. Попова Е. С. Структура манипулятивного воздействия в рекламном тексте / Е. С. Попова. - Екатеринбург, 2002. - № 24. - С. 276-288
23. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко. - СПб., 2003. - 344 с.
24. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г.Кара-Мурза. - М., 2009. - 402 с.
25. Леонтьев А. А. Психолингвистические особенности языка СМИ / А. А. Леонтьев ; под ред. М. Н. Володиной // Язык средств массовой информации. - М.: Академический проект: Альма Матер, 2008. - С. 165-166.
26. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием [пер с англ.] / Г. Шиллер ; науч. ред. Я. Н. Засурский. - М.: Мысль, 1980. URL: https://propagandahistory.ru/books/Gerbert-SHiller-_Manipulyatory-soznaniem/3 (дата обращения: 28. 05. 2022)
27. «РосБизнесКонсалтинг». URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5e33e5839a7947b28b670a37 (дата обращения: 09. 01. 2022.)
28. Попова Г. В. Специфика репрезентаций понятийной области «Смерть» в русской языковой картине мира (на материале устойчивых выражений) / Г. В. Попова, С. П. Войдаков // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. - 2022. - Т. 12, № 1. - С. 67-79.
Рецензия
Для цитирования:
Попова Г.В., Капанин И.В. Ложь в аспекте номинации (на материале современных медиатекстов). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(3):98-110.
For citation:
Popova G.V., Kapanin I.V. Lies in the Aspect of Nomination (Based on Modern Media Texts). Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(3):98-110. (In Russ.)