Образ цветообозначения коричневый в сознании носителей русской культуры
Аннотация
Данная статья представляет собой многостороннее исследование образа цветообозначения (ЦО) коричневый в языковом сознании носителей современной русской культуры. Для выявления образа рассматриваемого ЦО мы использовали различные психолингвистические (свободный ассоциативный эксперимент (САЭ), семантический дифференциал), лингвистические (дефиниционный анализ) и статистические (факторный анализ) методы исследования.
Представленное исследование является частью исследования, посвященного изучению образов основных русских цветонаименований с точки зрения психолингвистики. Основой нашей работы послужили психолингвистическая теория о слове А. А. Залевской, теория культурного знания Ф. Шарифиана, исследования Е. И. Горошко и О. В. Сафуановой, посвященные изучению цвета и ЦО.
Объект исследования – ЦО коричневый.
Предмет исследования – образ цвета как отражение предметов и явлений материального мира в языковом сознании индивида.
Проведенное нами исследование позволило рассмотреть образ ЦО коричневый как в синхронном, так и в диахронном аспекте, так как материалом для исследования послужили данные экспериментов, проведенных в разные годы. Кроме того, было проведено сравнение полученных данных с данными РАС. Наличие среди участников представителей обоих полов позволило выполнить гендерное сопоставление полученных результатов и определить гендерную специфику восприятия исследуемого вербального стимула. В результате в работе показаны структура и гендерные особенности ассоциативного поля ЦО коричневый, а также динамика его изменения. Представленная в данной работе методика исследования может быть использована для комплексного анализа образов различных слов в языковом сознании носителей различных языков и культур.
Об авторе
Е. А. ТаныгинаРоссия
Елена Александровна Таныгина, кандидат филологических наук, доцент
кафедра иностранных языков
305040
ул. 50 лет Октября 94
Курск
Researcher ID: 0000-0002-5488-4185
Список литературы
1. Залевская А. А. Психолингвистические исследования: Слово. Текст : Избранные труды / А, А. Залевская. – М.: Гнозис, 2005.
2. Sharifian F. Distributed, emergent cultural cognition, conceptualisation, and language // In R. M. Frank, R. Dirven, T. Ziemke, & E. Bernandez (eds.) Body, Language, and Mind (Vol. 2): Sociocultural Situatedness. Berlin / New York: Mouton de Gruyter, 2008. P. 109–136.
3. Горошко Е. И. Изучение вербальных ассоциаций на цвета / Е. И. Горошко ; отв. ред. Н. В. Уфимцева // Языковое сознание и образ мира : сборник статей. – М.: Институт языкознания РАН, 2000. URL: https://iling-ran.ru/library/psylingva/sborniki/Book2000/html_204/4-9.html (дата обращения 29. 01. 2021).
4. Сафуанова О. В. Формы репрезентации цвета в субъективном опыте : дис. … канд. психол. наук / О. В. Сафуанова. – М., 1994.
5. Таныгина Е. А. Образ цвета в сознании носителя русской культуры (на примере цветообозначения розовый) / Е. А. Таныгина // Вестник ИГЛУ. – 2011. – № 4. – С. 69–75.
6. Таныгина Е. А. Внутренний образ цветообозначения красный в сознании носителя русской культуры / Е. А. Таныгина // Вопросы психолингвистики. – 2011. – № 1 (13). – С. 166–173.
7. Tanygina E. The Inner Image of Russian Color Term черный (Black) (Experimental Study) // Proceedings of the International Scientific and Practical Conference “Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences” (CILDIAH 2019). 2019. Vol. 69 (2019). URL: doi: 10.1051/shsconf/20196900117
8. Таныгина Е. А. Образ цветообозначения желтый в сознании носителей русской культуры (экспериментальное исследование) / Е. А. Таныгина // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2019. – Т. 9, № 3. – С. 99–113.
9. Анненкова А. В. Особенности восприятия образной составляющей имиджевой рекламы (некоторые результаты ассоциативного эксперимента) / А. В. Анненкова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2017. – № 3 (24). – С. 58–66.
10. Степыкин Н. И. Ассоциативное поле: продукт ассоциативного эксперимента и инструмент анализа значения слова / Н. И. Степыкин // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2016. – № 3 (20). – C. 110–114.
11. Архипова С. В. Ассоциативный эксперимент в психолингвистике / С. В. Архипова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2011. – № 11. – С.6-9.
12. Борисова Ю. А. Ассоциативный эксперимент в современных психолингвистических исследованиях / Ю. А. Борисова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2019. – Т. 8. – № 1. – С. 265-275.
13. Таныгина Е. А. Проблема соотношения знания и наименования (на примере цветообозначения черный) / Е. А. Таныгина // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». – 2011. – № 2 (40). – С. 154 – 159.
14. Голубева Е. В. Изучение концепта «деньги» методом семантического дифференциала / Е. В. Голубева // Языковая личность. Речевые жанры. Текст : сборник научных трудов. – М., 2008. URL: http://golubevaelenav.narod.ru/science_L/gol_15.htm.
15. Анненкова А. В. Вербальные и визуальные коды социальной рекламы: опыт экспериментального исследования / А. В. Анненкова // Ученые записки : электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2014. – № 2 (30). – С. 117–122. URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/035-017.pdf.
16. Соломин И. Л. Психосемантическая диагностика трудовой мотивации в управлении персоналом / И. Л. Соломин // Мир авионики. – 2006. – № 4. – С. 34-40.
17. Osgood Ch. E. The Measurement of Meaning / Ch. E. Osgood, G. Suci, P. Tannenbaum. University of Illinois Press, 1957. 346 p.
18. Zubkova O. S., Annenkova A. V. Perception Peculiarities of Image Advertising Polycode Texts (Some Results of Experimental Research) // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017. Vol. 7. № 8. P. 35-48.
19. Русский ассоциативный словарь. URL: http://tesaurus.ru/dict/ (дата обращения 01. 02. 2021).
20. Таныгина Е. А. Особенности восприятия цветообозначений русского языка (на основе результатов ассоциативного эксперимента) / Е. А. Таныгина // Концепт и культура : сборник научных статей (4-ая Международная научная конференция). – Кемерово: ИНТ, 2010. – С. 543 – 548.
21. Касаткина Т. Ю. Анализ структуры ассоциативного поля цвета (на материале удмуртского и русского языков) / Т. Ю. Касаткина // Многоязычие в образовательном пространстве. – 2016. – № 8. – С. 62-69.
22. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка : в 3 т. : Т. 1. А – Л / Т. Ф. Ефремова. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 1168 с.
23. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : 80 тысяч слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: ИТИ Технологии, 2007. – 944 с.
24. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 1998. – 1536 c. URL: http://gramota.ru/slovari/info/bts/ (дата обращения 31. 01. 2021).
25. Бахилина Н. Б. История цветообозначений в русском языке / Н. Б. Бахилина. – М.: Наука, 1975. – С. 229.
26. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка : в 2 т. : Т. 1. А – ПАНТОМИМА / П. Я. Черных. – М.: Русский язык, 1999. – С. 429.
27. Таныгина Е. А. Образ цвета в сознании носителя языка : дис. … канд. филол. наук / Е. А. Таныгина. – Курск, 2012. – 200 с.
28. Егорова В. И. Гендерные особенности виртуальной коммуникации / В. И. Егорова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2016. – № 4 (21). – C. 99-106.
29. Кузнецова О. А. Гендерные особенности восприятия цвета в рекламе / О. А. Кузнецова, А. Д. Челидзе, Д. С. Демчук // Евразийский союз ученых. – 2015. – № 5 (14). – С. 121-123.
30. Горлачева В. В. Гендерные особенности цветообозначений в современном русскоязычном рекламном дискурсе / В. В. Горлачева // Bісник запорізького національного університету. Філологічні науки. – 2009. – № 1. – С. 22-28.
31. Хабибулина Э. А. Влияние гендерных стереотипов на функционирование цветообозначений в области моды / Э. А. Хабибулина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. – № 28 (243). – С. 116-120.
32. Таныгина Е. А. Исследование внутреннего образа слов-цветообозначений русского языка с использованием методики семантического дифференциала / Е. А. Таныгина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Филология и искусствоведение. – 2011. – № 1 (2). – С. 35–41.
Рецензия
Для цитирования:
Таныгина Е.А. Образ цветообозначения коричневый в сознании носителей русской культуры. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(1):54-70.
For citation:
Таnygina Е.A. The Image of Russian Color term Brown in the Consciousness of Russian Culture Bearers. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(1):54-70. (In Russ.)