Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Особенности использования современных информационно-коммуникационных технологий при обучении инофонов в дистанционном формате

Аннотация

   В статье рассматривается актуальная проблема организации образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для обеспечения обучения инофонов в дистанционном формате. Использование ИКТ в обучении способствует решению насущных проблем образования и обеспечивает реализацию поставленных педагогических задач по овладению необходимыми знаниями, умениями, навыками в курсах изучаемых дисциплин. Рассмотрены особенности использования основных ИКТ в обучении студентов на подготовительном факультете для иностранных граждан Юго-Западного государственного университета. Основным средством осуществления контактной работы в рамках образовательного процесса является программа Zoom. Для оперативной связи с инофонами, находящимися в совершенно разных частях света, используется приложение WhatsApp. Все учебные материалы, используемые при электронном обучении, размещаются на специальной платформе Moodle «Электронная информационно-образовательная среда ЮЗГУ. Учебные курсы ЮЗГУ». Установлено, что в условиях цифровизации современного общества внимание ученых все больше сосредотачивается на вопросах организации электронного обучения с применением дистанционных технологий. Широкий инструментарий программного обеспечения открывает доступ к отбору наиболее эффективных и полезных средств обучения, а также к созданию с его помощью учебного контента, отвечающего потребностям и интересам общества, индивидуальных сценариев обучения для различных категорий обучающихся. Существующие образовательные платформы, онлайн курсы позволяют обучающимся удаленно выполнять задания, проходить тестирования, в то же время интеграция ИКТ в систему обучения позволяет поддерживать коммуникацию между преподавателем и студентами, что имеет ценность не только для подготовки специалиста, но и для развития личности обучаемого как важной цели образовательного процесса.

Об авторе

И. О. Амелина
Юго-Западный государственный университет
Россия

Ирина Олеговна Амелина, кандидат педагогических наук, доцент

кафедра русского языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных граждан

305040

ул. 50 лет Октября, 94

Курск



Список литературы

1. Шульгина Н. П. Когнитивная модель обучения русскому языку как иностранному с применением персонального компьютера / Н. П. Шульгина, Н. В. Ткачева // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2016. – № 3 (20). – С. 181-191.

2. Филиппова В. М. Практические приемы реализации метода проектов в методике преподавания русского языка как иностранного / В. М. Филиппова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2018. – № 2 (75). – С. 57-64.

3. Романова Е. А. Особенности использования современных информационных технологий при изучении русского языка: сравнительный анализ предпочтений иностранных студентов вузов России и Китая / Е. А. Романова, М. А. Волкова, Б. Ли // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 1 (49). – С. 276-288.

4. Пашаева К. Г. К вопросу обучения русскому языку как иностранному с помощью средств информационно-коммуникационных технологий / К. Г. Пашаева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2017. – № 3. – C. 113–119.

5. Мартынова М. А. Роль мобильных приложений в формировании языковых и коммуникативных навыков детей и подростков при изучении русского языка как неродного и иностранного / М. А. Мартынова, И. С. Зеленецкая // Современные технологии в преподавании русского языка : сборник материалов Международной научно-практической конференции, к 60-летию кафедры методики преподавания русского языка МПГУ. – М.: МПГУ, 2020. – С. 450-455.

6. Жильцов В. А. Электронные образовательные ресурсы на основе технологий виртуальной реальности при дистанционном коммуникативно ориентированном обучении РКИ / В. А. Жильцов // Современные технологии в преподавании русского языка : сборник материалов Международной научно-практической конференции, к 60-летию кафедры методики преподавания русского языка МПГУ. – М.: МПГУ, 2020. – С. 386–393.

7. Орлова Г. В. Некоторые проблемные вопросы дистанционного обучения русскому языку как иностранному / Г. В. Орлова ; под ред. И. Ю. Абрамовой // Новые возможности в обучении русскому языку как иностранному и преподавании на русском языке : сборник статей Международной научно-методической конференции, проводимой в рамках педагогического форума "Преподавание русского и преподавание на русском: новые измерения в открытом образовании". – Нижний Новгород: НИИ НГУ им. Н. И. Лобачевского, 2020. – С. 111-117.

8. Самчик Н. Н. Интерактивность в дистанционном обучении русскому языку как иностранному / Н. Н. Самчик // Балтийский гуманитарный журнал. – 2021. – № 1 (34). – С. 240-242.

9. Воевода Е. В. Цифровизация: новые возможности и вызовы для языкового образования / Е. В. Воевода // Языковой дискурс в социальной практике : сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. – Тверь: ТГУ, 2019. – С. 16–20.

10. Romanova N. N., Amelina I. O., Yakovleva E. A., Kurbatova S. A. Russian for Business Communication Textbooks in the University Information and Educational Environment // TSNI 2021 - Textbook: Focus on Students’ National Identity, Moscow City University, Russia. Tareva E, Bokova T (Eds). April 20 - April 24 2021. ARPHA Proceedings 4. Pp. 746-765. doi: 10.3897/ap.e4.e0746

11. Stepanova N. S., Amelina I. O., Gromenko M. V., Kovaleva T. V. Personality Development Potential of a Literary Text in Digitalized Teaching of RFL // TSNI 2021 - Textbook: Focus on Students’ National Identity, Moscow City University, Russia. Tareva E, Bokova T (Eds). April 20 - April 24 2021. ARPHA Proceedings 4. Pp. 920-932. doi: 10.3897/ap.e4.e0920

12. Карпеченкова Ю. Г. К вопросу о создании условий для развития речевого общения иностранных студентов в процессе электронного обучения / Ю. Г. Карпеченкова, Е. Ю. Сидорова // Проблемы преподавания филологических дисциплин в новых образовательных условиях : материалы докладов и сообщений XХVI Международной научно-методической конференции памяти Надежды Тихоновны Свидинской. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2021. – С. 430-435.

13. Степанова Н. С. Дистанционное обучение иностранному языку: современное состояние, проблемы и перспективы / Н. С. Степанова, Д. О. Кондратьева ; Р. К. Боженкова (отв. ред.) [и др.] // Язык и межкультурная коммуникация в современном информационном пространстве : материалы VI Всерос. науч. конф. школьников, студентов и аспирантов. – Курск, 2015. – С. 233–240.

14. Bozhenkova N. A., Bozhenkova R. K., Shulgina N. P. Psychological and pedagogical course of teaching Russian as a foreign language: the stage of speech adaptation // Russian Language Studies, 2019, 17 (3), 326–365. doi: 10.22363/2618-8163-2019-17-3-326-365

15. Степанова Н. С. Формирование навыков аудирования при обучении РКИ в процессе предвузовской подготовки / Н. С. Степанова, М. В. Громенко, И. О. Амелина ; отв. ред.: М. Н. Русецкая, Е. В. Колтакова // III Международный конгресс преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ «Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность ; IV Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан» : сборник ст. М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2019. – С. 519–523.

16. WhatsApp Messenger. URL: https://www.whatsapp.com/.

17. LMS Moodle «Электронная информационно-образовательная среда ЮЗГУ. Учебные курсы ЮЗГУ». URL: do.swsu.ru

18. Степанова Н. С. Использование аутентичных короткометражных фильмов на занятиях по русскому языку как иностранному на начальном этапе обучения / Н. С. Степанова, Т. В. Ковалева ; Н.И. Степыкин (отв. ред.) [и др.] // Язык, культура, ментальность: проблемы и перспективы филологических исследований : сборник материалов Междунар. науч. конф. – Курск: ЮЗГУ, 2019. – С. 447–456.

19. Романова Н. Н. Работа с аудиовидеоматериалами как вид самостоятельной работы иностранных студентов при обучении русскому деловому общению / Н. Н. Романова, И. О. Амелина // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2016. – № 2. – С. 130-138.


Рецензия

Для цитирования:


Амелина И.О. Особенности использования современных информационно-коммуникационных технологий при обучении инофонов в дистанционном формате. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(4):116-129.

For citation:


Amelinа I.O. Features of Using Modern Information and Communication Technologies in Teaching Foreign Students in a Distance-Learning Format. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(4):116-129. (In Russ.)

Просмотров: 102


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)