Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Алгоритм формирования у будущего бакалавра педагогического образования иноязычной текстовой компетенции в научной сфере

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-3-96-105

Аннотация

Цель исследования. В статье актуализируется проблема разработки методики формирования иноязычной текстовой компетенции у обучающихся в русле подготовки выпускников бакалавриата педагогического направления к написанию текстов научно-исследовательской направленности. Целью данной статьи является разработка алгоритма формирования иноязычной текстовой компетенции в научной сфере у студентов на практических занятиях по иностранному языку.
Методы. В качестве теоретической базы исследования послужили статьи, научные разработки ученых-исследователей по вопросам обучения текстовой компетенции, способов текстовой деятельности, методики преподавания научного стиля речи. В исследовании применялись методы структурного анализа текста и экстраполяции.
Результаты. Авторами представлена сформированная текстовая компетенция как проявление гуманитарной образованности, а также как средство овладения основными культурными навыками, освоения культурно-образовательного пространства. Овладение иноязычной текстовой компетенцией в научной сфере позволяет обучающимся осуществлять межкультурную письменную научную коммуникацию, способствует повышению общей культуры речи, уровню проведения текстоведческого анализа, написания иноязычных аннотаций, эссе, статей. Особое внимание акцентируется на основных ошибках при производстве первичного научного текста (несоблюдение правил написания статьи, требований объективности, краткости/полноты, понятности, точности; несоблюдение общепринятой структуры научной работы, научного стиля, терминологии). Автором определены характерные особенности лингвоструктурных элементов научно-методической статьи; выделены этапы формирования у обучающихся умений написания лингвоструктурных элементов научно-методической статьи; разработан комплекс упражнений для формирования у обучающихся текстовой компетенции в области иноязычной научной речи.
Заключение. В заключение отмечается, что разработанный алгоритм формирования у будущего бакалавра педагогического образования иноязычной текстовой компетенции в научной сфере предусматривает постепенный переход от адекватного понимания авторского текста к построению своего, от речевой репродукции к продуцированию речи, характеризующей уровень культуры личности. Эффективность данного алгоритма поддерживается качеством и количеством заданий.

Об авторе

В. Н. Карташова
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Россия

Карташова Валентина Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры восточных и европейских языков, перевода и лингводидактики

ул. Коммунаров, д. 28, Елец 399770



Список литературы

1. Filippova O. On the Issue of the Formation of Foreign Language Textual Competence//Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Philological sciences. 2024; 210:184. https://doi.org/10.29039/2413-1679-2024-10-2-184-193.

2. Portmann-Tselikas P. R., Schmölzer-Eibinger S.: Textkompetenz // Fremdsprache Deutsch H. 2008. 39. S. 5-16.

3. Steinhoff T. Wissenschaftliche Textkompetenz. Sprachgebrauch und Sprachentwicklung in wissenschaftlichen Texten von Studenten und Experten. Tübingen: Niemeyer, 2007.

4. Клеменцова Н.Н. Текстовая компетентность будущего учителя: проблемы и перспективы формирования // Профессионализм учителя как условие качества образования: сборник научных трудов IV международного форума по педагогическому образованию и региональной конференции ISATT, Казань, 22-24 мая 2018 года. Казань: Отечество, 2018. Ч. 1. С. 264-268.

5. Portmann-Tselikas P. R. Was ist Textkompetenz. URL: https://silo.tips/download/wasist-textkompetenz (Дата обращения: 04.03.2025).

6. Фатхулина Г.Г. Разработка технологического уровня когнитивного обучения иностранному языку магистрантов гуманитарного вуза // Современные методы и технологии преподавания иностранных языков. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. С. 125-129.

7. Сицына-Кудрявцева А.Н. Обучение написанию введения научной статьи на занятиях по русскому языку как иностранному (научный стиль речи) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16, № 2. С. 652-657. https://doi.org/10.30853/phil20230062

8. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. 2-е изд. М.: Просвещение, 1985. 160 с.

9. Клеменцова Н.Н. Текст в обучении иностранному языку // Вестник МГИМОУниверситета. 2012. №5 (26). С. 204-209.

10. Рапакова Т.Б. Информационный анализ и интерпретация иноязычного текста. Пермь, 2019.

11. Городецкая Л.А. Обучение иноязычной письменной речи в контексте университетского образования: написание научных отчетов // Современные теории и методики обучения иностранным языкам / под общ. ред. Л.М. Федоровой, Т.И. Рязанцевой. М.: Издво «Экзамен», 2004. С. 186-196.

12. Day R.A., Gastel B. How to write and publish a scientific paper. Westport, Conn.: Greenwood Press, 2006. 302 p.

13. Никульшина Н.Л., Мордовина Т.В. Аспекты обучения иноязычной научной письменной речи в высшей школе. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. 160 с.

14. Bausch K., Christ H., Krumm H. (Hrsg.): Handbuch Fremdsprachenunterricht. 5. Aufl. Tübingen/Basel: Francke, 2007.


Рецензия

Для цитирования:


Карташова В.Н. Алгоритм формирования у будущего бакалавра педагогического образования иноязычной текстовой компетенции в научной сфере. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2025;15(3):96-105. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-3-96-105

For citation:


Kartashova V.N. Algorithm for the formation of foreign-language text competence in the scientific field in future bachelor of pedagogical education. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2025;15(3):96-105. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-3-96-105

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)