Опыт осуществления контроля речевых навыков по английскому языку в группах взрослых обучающихся
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-1-92-102
Аннотация
Данная статья посвящена опыту проведения итоговой аттестации по программам повышения квалификации по английскому языку для научных сотрудников во внеаудиторном формате. Актуальность работы обусловлена поиском оптимального формата осуществления контроля речевых навыков у взрослых обучающихся и необходимостью повышения качества образовательного процесса в сфере обучения взрослых.
Цель настоящей работы – проанализировать опыт осуществления итогового контроля сформированной иноязычной коммуникативной компетенции у взрослых обучающихся в рамках внеаудиторного мероприятия на открытом воздухе “Going to a picnic” и обозначить преимущества вышеуказанного формата итоговой аттестации и возможные трудности.
В результате исследования установлено, что внеаудиторный формат контроля позволяет преподавателям адекватно оценить способность взрослых обучающихся к иноязычной коммуникации и дает возможность слушателям программ обучения успешно продемонстрировать свои достижения. Рассматриваемое мероприятие создает реальную ситуацию свободного иноязычного общения, решает проблему неприятия контроля и устраняет языковую тревожность, что повышает самооценку и стимулирует творческие качества и интерес к дальнейшему изучению иностранного языка.
Ключевые слова
Об авторах
Н. В. МихайленкоРоссия
Михайленко Наталья Владимировна, старший преподаватель кафедры иностранных языков факультета подготовки кадров
Академгородок, д. 50, г. Красноярск 660036
Ю. О. Жаркова
Россия
Жаркова Юлия Олеговна, старший преподаватель кафедры иностранных языков факультета подготовки кадров
Академгородок, д. 50, г. Красноярск 660036
Список литературы
1. Жебровская О.Н. Контроль как деятельность и форма управляемого обучения студентов // Евразийский союз ученых. 2017. № 12-3(45). С. 7-9. EDN YLDLQL.
2. Пассов Е. И., Царькова В. Б. Концепция коммуникативного обучения. М.: Просвещение, 1993. 127 с.
3. Пелеванюк Е.Н. Контроль на уроках английского языка как способ дифференцированного обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 3. С. 44-48. EDN UHSLZN.
4. Иваненко Т.И. Тестовый контроль знаний студентов при обучении иностранному языку (на примере анализа тестовой системы оценки знаний Marlins English language Test) // Вестник Камчатского государственного технического университета. 2013. № 26. С. 96- 103. EDN RUZTHL.
5. Сеничкина О. А. Особенности тестирования языковых навыков и речевых умений студентов-психологов при обучении профессионально-ориентированному английскому языку // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. Т. 7, № 3. С. 186-194. EDN UHKTZX.
6. Новикова Л.В., Черкашина К.С. Методы и формы контроля знаний в обучении иностранному языку с применением дистанционных образовательных технологий // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 4. EDN VZGHXN.
7. Мирошникова О.Х. Студенческая научная конференция как форма мониторинга качества иноязычной подготовки в магистратуре по естественнонаучным специальностям // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2013. № 4(176). С. 97-100. EDN QLIPUT.
8. Бурмистрова К.А., Ступникова Л.В. Круглый стол как способ итогового контроля уровня сформированности профессиональной межкультурной коммуникативной компетенции у студентов юридического профиля // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2015. № 1(17). С. 94-101. EDN TVRQIX.
9. Николашина Е.А. Роль защиты проектов как формы проведения итогового экзамена в высшей школе в формировании профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2023. № 3. С. 1-14. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2023-11012. EDN DZYTGR.
10. Левандровская, Н. В. Деловая игра как средство контроля и обучения профессионально-ориентированному иностранному языку (на материале дисциплины авиационный английский язык) // Инновационная наука. 2016. № 12-3. С. 75-79. EDN XETUFX.
11. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 135 с. URL: http://lomonpansion.com/files/ustu280.pdf
12. Михайленко Н.В., Жаркова Ю.О. Преемственность в формировании профессиональной иноязычной компетенции научных сотрудников на курсах повышения квалификации // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8, № 9. С. 926-935. https://doi.org/10.30853/ped20230136. EDN CMHNJM.
13. Обучение в вечерней школе / под ред. Е.П. Тонконогой. М.: Педагогика. 1976. 286 с.
14. Horwitz E.K., Horwitz M.B., Cope J. Foreign language classroom anxiety // The Modern language journal. 1986. № 70 (2).
15. Санакоева З.Г. Обзор понятия "языковая тревожность": определение, классификация, влияние, оказываемое на изучающих иностранный язык // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 1(92). С. 108-110. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-192-108-110. EDN ABFTKZ.
16. Каяво В.А. Языковая тревожность как проблема в обучении иностранному языку и факторы ее возникновения: анализ теоретических и эмпирических исследований // Педагогическое образование в России. 2021. № 4. С. 41-50. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_05. EDN NBIJTU.
17. Bernal Castañeda, S., & Walla, P. (2017). Lifelong learning and limiting factors in second language acquisition for adult students in post-obligatory education // Cogent Psychology. 2017;4(1). https://doi.org/10.1080/23311908.2017.1404699
18. Myhrea T.S., Fiskum T.A. Norwegian teenagers’ experiences of developing second language fluency in an outdoor context // Journal of Adventure Education and Outdoor Learning. 2021. Vol. 21(3). P. 201-216. https://doi.org/10.1080/14729679.2020.1769695
19. Koutska I. Teaching English as a foreign language to older adult learners: a qualitative exploration of four perspectives // Educational Gerontology. 2024. № 50(6). P. 492–508. https://doi.org/10.1080/03601277.2024.2312043
Рецензия
Для цитирования:
Михайленко Н.В., Жаркова Ю.О. Опыт осуществления контроля речевых навыков по английскому языку в группах взрослых обучающихся. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2025;15(1):92-102. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-1-92-102
For citation:
Mikhailenko N.V., Zharkova Yu.O. Experience in final assessment of English language skills in adult learners. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2025;15(1):92-102. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-1-92-102