ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Цель исследования заключается в оценке эффективности применения программы Atlas.ti для проведения количественного варианта контент-анализа.
Процедура и методы. В работе анализируется спектр возможностей программы Atlas.ti для проведения количественного контент-анализа, а также приводится алгоритм действий на примере анализа частотности артиклей в тексте на испанском языке “Mensaje del presidente de México, Andrés Manuel López Obrador, con Motivo del Debate General del 75 periodo de sesiones de la Asamblea General de la ONU” (Послание президента Мексики Андреса Мануэля Лопеса Обрадора в общих прениях на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН).
Результаты. В результате проведенного исследования получены количественные результаты о наличии артиклей в тексте (в числовом и процентном выражении) при применении программы, позиционирующейся как инструментарий для проведения, прежде всего, качественного контент-анализа.
Заключение. В результате проведенного исследования сделан вывод, что проведение количественного контент-анализа в лингвистических исследованиях с помощью специальных программ на примере Alas.ti для автоматической количественной обработки данных и получения систематизированных результатов для экономии времени, и затраченных усилий целесообразно и эффективно.
Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии и уточнении функциональных возможностей программы Atlas.ti для выполнения вычислительной части лингвистических исследований.
Практическая значимость состоит в возможности использования результатов и представленных примеров для практически направленных исследований в области лингвистики, а также при составлении различных словарей, в том числе частотных словарей, и грамматических пособий на базе испанского языка.
В период глобализации и увеличения контактов между странами особая роль отведена устному последовательному переводу, который способствует появлению и поддержанию связей между людьми, относящимися к разным культурам. Различные взаимодействия между народами (политические, экономиче-ские, культурные и туристические отношения) осуществляются посредством устного последовательного перевода.
Цель исследования обозначается попыткой провести комплексный анализ качества последовательного перевода на основе эмоциональной компетенции переводчика и рассмотреть роль эмотивно-эмпатийного компонента коммуникативной компетенции в работе устного последовательного переводчика.
Методы. В работе над статьей были применены методы компонентного и структурного анализа, формализации, а также метод логического сопоставления. Анализу подвергался устный последовательный перевод в разных типах дискурса – религиозном, развлекательном, политическом.
В результате исследования была определена сущность феномена эмпатии, ее роль в устном последовательном переводе, а также влияние навыков эмотивно-эмпатийного взаимодействия на качество устного последовательного перевода. Установлено, что в процессе коммуникации эмотивный компонент может быть выражен с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации. К вербальным средствам выражения относятся лексика, обладающая эмоционально-оценочной коннотацией, и определенно-организованный синтаксис высказывания; к невербальным средствам – интонация, тон голоса, междометия, жесты, выражения лица и движения глаз, пауза.
Заключение. Актуальность исследования определяется тем, что с ростом эмоциональной составляющей в речи перед переводчиком появляются новые задачи: опознавать скрытые и открытые средства передачи эмотивности, определять их, а также принимать переводческое решение – передавать (или не передавать) их в процессе перевода.
Работа анализирует особенности языковой репрезентации российского культурного кода в сознании молодёжной социально-демографической группы на основании результатов социолингвистического исследования. В настоящее время понятие «код» становится предметом изучения различных гуманитарных дисциплин, одним из средств понимания культуры. Актуальность темы исследования определяется тем, что формирование российского культурного кода в сфере конструирования национальной идентичности является одной из ключевых особенностей цивилизационного развития российского общества и государства в современной социальной и политической динамике. В условиях глобального мира c его высокой степенью неопределенности и динамичности государство и общество сталкиваются с новыми вызовами, главной целью которых выступает трансформация традиционных моделей функционирования общества. Последние требуют адаптации к внутренней политике c целью обеспечения устойчивости политической системы и сохранения национального единства.
Цель работы: выявить структуру языковой репрезентации российского кода культуры в сознании молодежной социально-демографической группы (студенты высших учебных заведений города Курска в возрасте от 17 до 20 лет), а также определить специфику вербализации составляющих российского кода культуры.
Методы исследования: описательный, сравнительно-сопоставительный, статистический, метод контентного анализа, дефиниционный анализ, анкетирование.
Материалом для исследования послужили ответы, полученные в ходе проведения социолингвистического исследования среди 124 обучающихся высших учебных заведений города Курска.
В результате проведённого экспериментального исследования были выявлены составляющие понятия «культурный код» в сознании респондентов. В ходе анкетирования определены структурные компоненты языковой репрезентации российского культурного кода в молодежной среде. Установлено, что наиболее значимыми средствами объективации исследуемого феномена являются тропы.
Статья посвящена изучению проблемы отражения неконкретных и конкретных наименований религиозной семантики в русской языковой картине мира второй половины XVIII – первой четверти XIX вв. на примере одного из основных пластов лексики русского языка – имен существительных на -ия, -ие, отмеченных в качестве заголовочных лексем в произведениях русской лексикографии гражданской печати. В ходе исследования использованы методы лингвотекстологического, компонентного, историко-этимологического, морфемного и словообразовательного анализа, а также статистический метод. В работе имена существительные религиозной семантики на -ия, -ие проанализированы в словообразовательном, лексико-грамматическом, семантическом и историко-этимологическом аспектах. Проведенный анализ выявил способность анализируемых субстантивов на -ия, -ие соотносится в словообразовательном плане с разными видами основ, а также продуктивность и многозначность суффикса -иj- при данном словопроизводстве. Этот формант, как показало исследование, мог участвовать в образовании субстантивов религиозной семантики разных лексико-грамматических разрядов, имеющих сложную тематическую организацию. Большая часть данных дериватов в гражданском наречии второй половины XVIII – первой четверти XIX вв. относилась к моносемантичным двукорневым лексемам, имеющим греческие эквиваленты и образованным от именных и глагольных основ. Как в древнерусском и современном русском языках, основная часть проанализированных субстантивов принадлежит к абстрактной лексике, при этом наиболее развитой системой наименований и большим семантическим разнообразием характеризуются дериваты со значением действия. Установлено, что имена существительные религиозной семантики на -ия, -ие в своей совокупности образуют один из значимых пластов лексики православного вероучения в русской языковой картине мира во второй половине XVIII – первой четверти XIX вв
Цель. Целью статьи является продемонстрировать на материале телеинтервью, данного американским кандидатом в президенты Д. Трампом трем представительницам Национальной ассоциации темнокожих журналистов (NABJ), роль конфликтного поведения тележурналиста в деконструкции семантической оппозиции «ведущий – ведомый» как принципа организации телеинтервью и как способа эмоциональной дестабилизации оппонента с целью получения сенсационной информации.
Методы. В качестве основного в статье применяется метод структурного анализа, позволяющий выявлять роль семантических оппозиций в конструировании коммуникативного пространства медиадискурса; для анализа вербальных и невербальных средств актуализации эмоциональных состояний участников медийного события и выявления роли эмоциональных проявлений в деконструкции основной оппозиции и смене коммуникативных ролей, на разных этапах исследования привлекаются также методы лингвостилистического и лингвосемиотического анализа.
Результаты. Проанализированный материал показывает, что, будучи принципом организации медиадискурса, семантическая оппозиция «ведущий – ведомый», где журналисту отводится главная роль, ситуативно нивелирует отношения статусного неравенства, в которые вступает журналист, берущий интервью у государственного или политического деятеля. Деконструкция данной оппозиции и смена ролей ведущего и ведомого в рамках рассматриваемой оппозиции могут быть спровоцированы агрессивным поведением ведущего, не принимающего во внимание высокий статус гостя и желающего получить от него некоторое сенсационное заявление или комментарий.
Заключение. Медиапространство представляет собой структуру, организованную по принципу бинарности и мимезиса, благодаря чему внутри данного пространства созданы условия для сенсационных заявлений и громких разоблачений. Неожиданные заявления, как правило, являются результатом сильных переживаний участников медийного дискурса и могут быть вызваны намеренной активацией некоторого эмоционального состояния. Изучение способов структурирования медиапространства и средств его эмоционализации способствует более глубокому пониманию причин определенных социальных событий и может найти широкое практическое применение, в частности при подготовке и проведении интервью, дебатов, PR-кампаний.
В статье представлен комплексный анализ методического потенциала военных песен как аутентичного лингвокультурного материала в обучении русскому языку как иностранному на начальном этапе. Целью исследования является разработка и теоретическое обоснование методики интеграции военных песен в учебный процесс для одновременного формирования лингвистической, коммуникативной и социокультурной компетенций учащихся.
В работе применяются методы теоретического анализа лингвистических и культурологических особенностей текстов, описательный метод для систематизации характеристик песенного материала, метод лингвокультурологического комментария для выявления культурно-маркированных единиц, а также моделирование методической системы работы с песней.
Основным результатом исследования стала трёхэтапная модель работы (до прослушивания, во время и после), прошедшая успешную апробацию. Модель включает комплекс заданий, нацеленных на усвоение лексико-грамматического материала, развитие речевых навыков и знакомство с историко-культурными реалиями. Продемонстрированы приёмы работы с историческими концептами, символами и эмоционально-образной лексикой.
В заключение делается вывод о высокой эффективности военной песни для начального этапа обучения за счёт эмоциональной вовлечённости и непроизвольного запоминания языковых единиц. Подчёркивается значимость данного материала для глубокого погружения в культурно-исторический контекст России, формирования уважения к традициям страны и поддержания устойчивой мотивации обучающихся. Материалы статьи могут быть успешно применены в практическом преподавании РКИ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Цель исследования. В статье актуализируется проблема разработки методики формирования иноязычной текстовой компетенции у обучающихся в русле подготовки выпускников бакалавриата педагогического направления к написанию текстов научно-исследовательской направленности. Целью данной статьи является разработка алгоритма формирования иноязычной текстовой компетенции в научной сфере у студентов на практических занятиях по иностранному языку.
Методы. В качестве теоретической базы исследования послужили статьи, научные разработки ученых-исследователей по вопросам обучения текстовой компетенции, способов текстовой деятельности, методики преподавания научного стиля речи. В исследовании применялись методы структурного анализа текста и экстраполяции.
Результаты. Авторами представлена сформированная текстовая компетенция как проявление гуманитарной образованности, а также как средство овладения основными культурными навыками, освоения культурно-образовательного пространства. Овладение иноязычной текстовой компетенцией в научной сфере позволяет обучающимся осуществлять межкультурную письменную научную коммуникацию, способствует повышению общей культуры речи, уровню проведения текстоведческого анализа, написания иноязычных аннотаций, эссе, статей. Особое внимание акцентируется на основных ошибках при производстве первичного научного текста (несоблюдение правил написания статьи, требований объективности, краткости/полноты, понятности, точности; несоблюдение общепринятой структуры научной работы, научного стиля, терминологии). Автором определены характерные особенности лингвоструктурных элементов научно-методической статьи; выделены этапы формирования у обучающихся умений написания лингвоструктурных элементов научно-методической статьи; разработан комплекс упражнений для формирования у обучающихся текстовой компетенции в области иноязычной научной речи.
Заключение. В заключение отмечается, что разработанный алгоритм формирования у будущего бакалавра педагогического образования иноязычной текстовой компетенции в научной сфере предусматривает постепенный переход от адекватного понимания авторского текста к построению своего, от речевой репродукции к продуцированию речи, характеризующей уровень культуры личности. Эффективность данного алгоритма поддерживается качеством и количеством заданий.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности пропаганды охраны труда с целью предотвращения нарушений требований техники безопасности и минимизации риска производственного травматизма.
Целью статьи является изучение эмоционального контекста плакатов по охране труда с целью повышения мотивации сотрудников к безопасному труду.
Материалы и методы. Использовался теоретический анализ научных работ, сравнительный анализ, классификация, обобщение.
Результаты. Различные эмоциональные контексты, используемые в дизайне плакатов, могут вызывать у зрителя определенные ответные эмоции, тем самым мотивируя их к желаемым действиям. Предлагаются рекомендации по созданию эффективных плакатов по охране труда, учитывающих психологические особенности восприятия информации и ответную эмоциональную реакцию.
Выводы. Плакаты по охране труда как средство профилактики производственного травматизма способны воздействовать на зрителя не только на рациональном, но и на эмоциональном уровне. Мотивационный эффект как результат воздействия его эмоционального контекста на мотивацию человека достигается за счет тщательно продуманной эмоциональной окраски плаката, которая призвана пробудить у зрителя целый спектр эмоций – от сопереживания и страха до осознания возможных негативных последствий нарушения требований техники безопасности и ответственности к соблюдению правил охраны труда. Мотивационный эффект плакатов заключается в том, что они раскрывают потенциальные опасности, тем самым повышая мотивацию к безопасному труду. Использование различных эмоциональных контекстов позволяет создавать плакаты, которые эффективно мотивируют сотрудников соблюдать правила охраны труда. Для создания эмоционального тона плаката можно использовать следующие приемы: эмоционально заряженные изображения; эмоционально привлекательный текст; цветовую палитру, стилистику и композиции. Для достижения максимальной эффективности плаката необходимо использовать сбалансированный подход, сочетающий его эмоциональное воздействие с рациональным содержанием.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблема исследования состоит в рассмотрении противоречия между унифицированностью мероприятий, направленных на развитие мотивации педагогов вуза, и потребностью в создании индивидуального подхода к развитию внутренней мотивации сотрудников.
Цель исследования – изучение мотивационной структуры личности преподавателей высшей школы через ряд ведущих составляющих, выступающих факторами таких мотивационных профилей, как «прогрессивный», «регрессивный», «экспрессивный», «импульсивный», «уплощенный».
Научная гипотеза исследования – составление индивидуального профиля педагогов и разработка на его основе комплекса коррекционных мероприятий будут способствовать повышению внутренней мотивации сотрудников высших учебных заведений.
Построенные на основе эмпирической и теоретической доказательной базы данные индивидуальных мотивационных профилей профессорско-педагогического состава вуза выступают ключевыми характеристиками в развитии и корректировке внутренней мотивации личности. Полученные авторами научные результаты необходимы для осмысления педагогами ключевых характеристик, входящих в понятие «внутренняя мотивация» и их роли в своей профессиональной деятельности. Для работодателей знание об индивидуальном профиле сотрудника поможет оптимизации процесса трудовой деятельности с учетом интересов и возможностей педагога.
В статье представлены результаты эмпирического исследования по изучение мотивационной структуры преподавателей высшей школы. Авторами проведен сопоставительный анализ различных точек зрения на проблему классификации мотивов, влияющих на профессиональную мотивацию к педагогической деятельности. Были выделены группы факторов, влияющих на личную эффективность как самого педагога, так и всего коллектива педагогических работников.
В работе приведены результаты исследования 60 респондентов из числа работников профессорскопреподавательского состава ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет».
Цель исследования: выявить особенности уровня и характера профессиональной мотивации преподавателей вуза.
В статье проведен анализ феномена внутренней мотивации в структуре профессиональной деятельности преподавателей вуза; выявлены ключевые аспекты трудовой деятельности, определяющие уровень профессиональной активности преподавателей и удовлетворенности работой. В работе представлены факторы, оказывающие наиболее значимое влияние на формирование внутренней и внешней профессиональной мотивации преподавателей, а также определены пути оптимизации условий труда и стимулирования продуктивной деятельности.
Методы. Мы применяли следующие диагностические методики: «Многофакторный опросник для оценки мотивации трудовой деятельности «Multifactor Inventory of Labor Activity Motivation (MILAM)» М. В. Прохоровой и О. М. Овсянниковой и опросник «Диагностика рабочей мотивации» (JDS) Г.Р. Олдхема и Дж. Хакмана.
Результаты. В результате исследования выявлена сильная внутренняя мотивация преподавателей вуза, направленная на профессиональное развитие, интересную работу и поддержку коллег. В то же время у преподавателей обнаружен высокий уровень мотивации избегания неудач, основанный на страхе негативных последствий и неблагоприятных ситуаций на рабочем месте. Мотивационный потенциал работы большинство преподавателей оценили как средний. Корреляционный анализ показал наиболее тесную взаимосвязь данного феномена и таких характеристик труда, как автономия, обратная связь от работы, завершенность и значимость профессиональных заданий, разнообразие профессиональных навыков.
Исследование когнитивной оценки качественных результатов труда показало, что сотрудники не достаточно осознают свою работу как значимую, ценностную и стоящую, не видят своей персональной ответственности за результат работы. При этом эмоциональная оценка качественных результатов труда находится на среднем уровне. Мотивирующим является ощущение эффективности, радость от активности, возрастание компетентности. Результаты корреляционного анализа показали, что наиболее значимой оказалась взаимосвязь мотивационного потенциала работы и показателей эмоциональной оценки качественных результатов работы по сравнению с когнитивной оценкой.
Заключение. Конструктивная внутренняя мотивация — это фундамент устойчивой и эффективной профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Ее поддержание требует внимания со стороны администрации вузов, включая создание условий для творчества и личностного роста. В эпоху быстрых изменений в образовании именно такая мотивация обеспечивает адаптацию и прогресс, делая работу педагога не только обязанностью, но и источником глубокого удовлетворения.

