Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Современные тенденции изменения уровня и характера профессиональной мотивации преподавателей вуза

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-3-146-162

Аннотация

Цель исследования: выявить особенности уровня и характера профессиональной мотивации преподавателей вуза.
В статье проведен анализ феномена внутренней мотивации в структуре профессиональной деятельности преподавателей вуза; выявлены ключевые аспекты трудовой деятельности, определяющие уровень профессиональной активности преподавателей и удовлетворенности работой. В работе представлены факторы, оказывающие наиболее значимое влияние на формирование внутренней и внешней профессиональной мотивации преподавателей, а также определены пути оптимизации условий труда и стимулирования продуктивной деятельности.
Методы. Мы применяли следующие диагностические методики: «Многофакторный опросник для оценки мотивации трудовой деятельности «Multifactor Inventory of Labor Activity Motivation (MILAM)» М. В. Прохоровой и О. М. Овсянниковой и опросник «Диагностика рабочей мотивации» (JDS) Г.Р. Олдхема и Дж. Хакмана.
Результаты. В результате исследования выявлена сильная внутренняя мотивация преподавателей вуза, направленная на профессиональное развитие, интересную работу и поддержку коллег. В то же время у преподавателей обнаружен высокий уровень мотивации избегания неудач, основанный на страхе негативных последствий и неблагоприятных ситуаций на рабочем месте. Мотивационный потенциал работы большинство преподавателей оценили как средний. Корреляционный анализ показал наиболее тесную взаимосвязь данного феномена и таких характеристик труда, как автономия, обратная связь от работы, завершенность и значимость профессиональных заданий, разнообразие профессиональных навыков.
Исследование когнитивной оценки качественных результатов труда показало, что сотрудники не достаточно осознают свою работу как значимую, ценностную и стоящую, не видят своей персональной ответственности за результат работы. При этом эмоциональная оценка качественных результатов труда находится на среднем уровне. Мотивирующим является ощущение эффективности, радость от активности, возрастание компетентности. Результаты корреляционного анализа показали, что наиболее значимой оказалась взаимосвязь мотивационного потенциала работы и показателей эмоциональной оценки качественных результатов работы по сравнению с когнитивной оценкой.
Заключение. Конструктивная внутренняя мотивация — это фундамент устойчивой и эффективной профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Ее поддержание требует внимания со стороны администрации вузов, включая создание условий для творчества и личностного роста. В эпоху быстрых изменений в образовании именно такая мотивация обеспечивает адаптацию и прогресс, делая работу педагога не только обязанностью, но и источником глубокого удовлетворения.

Об авторах

Т. В. Иванова
Юго-Западный государственный университет»
Россия

Иванова Татьяна Витальевна, кандидат психологических наук, доцент

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Н. Н. Ананьева
Юго-Западный государственный университет»
Россия

Ананьева Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коммуникологии и психологии

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2009. 705 с.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл: Academia, 2004. 345 с.

3. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности: теоретические и прикладные проблемы. М.: Ин-т психологии РАН, 2006. 622 с.

4. Асеев В.Г. Очерки по психологии труда. Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 2005. 341 с.

5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. 860 с.

6. Чиксентмихайи М. Поток. Психология оптимального переживания. М.: Сбербанк, 2013. 422 с.

7. Каитов А.П. Мотивация профессиональной педагогической деятельности: теоретические и прикладные аспекты. М.: Изд-во «Перо», 2022. 129 с.

8. Каитов А.П. Проблема мотивации профессиональной педагогической деятельности (МППД) с позиций метасистемного подхода // Известия ИППО. 2022. № 2. С. 10-21.

9. Каитов А.П. Сравнительный анализ опыта исследований по проблеме мотивации профессиональной педагогической деятельности в России и за рубежом // Современная наука: проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 3-3. С. 56-65.

10. Клейн К.Г. Типы мотивационной регуляции: теоретическая значимость конструкта и проблема его измерения // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10, № 1. С. 125-131.

11. Леонтьев Д.А., Клейн К.Г. Качество мотивации и качество переживаний как характеристики учебной деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: психология. 2018. №4. С. 106-119.

12. Егорова И.А., Яковенко А.В. Анализ внешней и внутренней мотивации трудовой деятельности // Электронный журнал «Век качества». 2021. №4. С. 178-196. URL: http://www.agequal.ru/pdf/2023/423012.pdf

13. Федотов В.В. Духовно-нравственное значение мотивации для стимулирования трудовой деятельности работника в современном обществе // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2022. Т. 11, № 1A. С. 222-228.

14. Артамонова В.В., Карпикова И.С. Возможности геймификации в сфере трудовой мотивации сотрудников // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2021. № 4 (64). С. 79–87.

15. Howard J.L., Bureau J., Guay F., Chong J.X.Y., Ryan R.M. Student Motivation and Associated Outcomes: A Meta-Analysis From Self-Determination Theory // Perspectives on psychological science: a journal of the Association for Psychological Science. 2021. Vol. 16 (6). P. 1300-1323. https://doi.org/10.1177/1745691620966789

16. Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination research: Reflections and future directions // Deci E.L., Ryan R.M. (eds.). Handbook of self-determination research. Rochester, NY: University of Rochester Press, 2002. P. 431–441.

17. Бондаренко И.Н. Взаимосвязь личностных характеристик с профессиональной мотивацией // Психологические исследования: Вып. 3 / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 45-59.

18. Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности: избранные труды / отв. ред. В.А. Барабанщиков [и др.]. М.: Ин-т психологии РАН, 2006. 622 с.

19. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 333 с.

20. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Ин-т психологии РАН, 2006. 510 с.

21. Поваренков Ю.П., Слепко Ю.Н., Цымбалюк А.Э. Системогенез деятельности профессионала. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2019. 162 с.


Рецензия

Для цитирования:


Иванова Т.В., Ананьева Н.Н. Современные тенденции изменения уровня и характера профессиональной мотивации преподавателей вуза. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2025;15(3):146-162. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-3-146-162

For citation:


Ivanova T.V., Ananyeva N.N. Current trends in changing the level and nature of professional motivation among university teachers. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2025;15(3):146-162. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-3-146-162

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)