Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Эмоциональный контекст и мотивационный эффект плакатов по охране труда

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-3-106-131

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности пропаганды охраны труда с целью предотвращения нарушений требований техники безопасности и минимизации риска производственного травматизма.
Целью статьи является изучение эмоционального контекста плакатов по охране труда с целью повышения мотивации сотрудников к безопасному труду.
Материалы и методы. Использовался теоретический анализ научных работ, сравнительный анализ, классификация, обобщение.
Результаты. Различные эмоциональные контексты, используемые в дизайне плакатов, могут вызывать у зрителя определенные ответные эмоции, тем самым мотивируя их к желаемым действиям. Предлагаются рекомендации по созданию эффективных плакатов по охране труда, учитывающих психологические особенности восприятия информации и ответную эмоциональную реакцию.
Выводы. Плакаты по охране труда как средство профилактики производственного травматизма способны воздействовать на зрителя не только на рациональном, но и на эмоциональном уровне. Мотивационный эффект как результат воздействия его эмоционального контекста на мотивацию человека достигается за счет тщательно продуманной эмоциональной окраски плаката, которая призвана пробудить у зрителя целый спектр эмоций – от сопереживания и страха до осознания возможных негативных последствий нарушения требований техники безопасности и ответственности к соблюдению правил охраны труда. Мотивационный эффект плакатов заключается в том, что они раскрывают потенциальные опасности, тем самым повышая мотивацию к безопасному труду. Использование различных эмоциональных контекстов позволяет создавать плакаты, которые эффективно мотивируют сотрудников соблюдать правила охраны труда. Для создания эмоционального тона плаката можно использовать следующие приемы: эмоционально заряженные изображения; эмоционально привлекательный текст; цветовую палитру, стилистику и композиции. Для достижения максимальной эффективности плаката необходимо использовать сбалансированный подход, сочетающий его эмоциональное воздействие с рациональным содержанием.

Об авторах

В. И. Томаков
Юго-Западный государственный университет
Россия

Томаков Владимир Иванович, доктор педагогических наук, профессор кафедры охраны труда и окружающей среды

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



М. В. Томаков
Юго-Западный государственный университет
Россия

Томаков Максим Владимирович, кандидат технических наук, доцент кафедры охраны труда и окружающей среды

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. Самарская Н.А. Состояние условий и охраны труда в современной экономике Российской Федерации // Экономика труда. 2023. Т. 10, № 10. С. 1517-1534. https://doi.org/10.18334/et.10.10.119404

2. Томаков В.И., Томаков М.В. Практика применения уголовного наказания за нарушение правил охраны труда и безопасного производства работ // Безопасность жизнедеятельности. 2024. № 10. C. 3-12.

3. Томаков В.И., Томаков М.В. Анализ показателей производственного травматизма со смертельным исходом в организациях Курской области // Безопасность жизнедеятельности. 2022. № 7. C. 8-20.

4. Основные положения современной политики организации в сфере безопасности труда и сохранения здоровья персонала / И.А. Томакова, М.В. Томаков, Ю.Н. Чаркина, А.В. Брежнев // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Техника и технологии. 2018. Т. 8, № 2(27). С. 85-98.

5. Rafika R., Lestantyo D., Suroto S. Experimental Studies at Company X: Provision of Media Posters and K3 Inspections on Knowledge of Worker Safety in the Warping Section // Jurnal Aisyah. 2021. Vol. 6, № 3. P. 615-622. https://doi.org/10.30604/jika.v6i3.795

6. Человеческий фактор в контексте безопасности / В.С. Рукавишников, М.П. Дьячкович, Т.М. Гуськова, С.Ф. Шаяхметов // Медицина труда и промышленная экология. 2010. № 1. С. 15-18.

7. «Папа, смотри, как надо!» Как визуальные коммуникации в охране труда повышают культуру безопасности на производстве. URL: https://ot-media.ru/hse/papa-smotri-kaknado-kak-vizualnye-kommunikacii-v-okhrane-truda-povyshayut-kulturu-bezopasnosti (дата обращения: 13.10.2024).

8. Ротштейн Г.А. Плакат в системе пропаганды безопасности труда // Безопасность труда в промышленности. 2011. № 9. С. 20-25.

9. Мариненко Н.В. Уроки безопасности. М.: Профиздат, 1991. 112 c.

10. Пырьев Е.А. Эмоциональное поведение человека // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23, № 2. С. 34-38.

11. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971. 40 с.

12. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2013. 752 с.

13. Изард К.Э. Психология эмоций: [пер. с англ.]. СПб.: Питер, 2008. 464 с.

14. Пырьев Е.А. Мотивационная функция эмоций: теоретический подход к изучению // Вестник практической психологии образования. 2019. Т. 16, № 2. С. 47-55. https://doi.org/10.17759/bppe.2019160207

15. Пырьев Е.А. Практика эмоциональной мотивации: опыт психологического анализа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2016. № 182. С. 28-36.

16. Пырьев Е.А. Мотивационная функция эмоций в «теории связей» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 177. С. 35-42.

17. Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Психология восприятия и искусство плаката. М.: Плакат, 1987. 208 с.

18. Войтасик Л. Психология политической пропаганды: [пер. с польского]. М.: Прогресс, 1981. 278 с.

19. Эффектное впечатление: понимание психологии дизайна плакатов. URL: https://marketinglad.io/ru/психология-дизайна-плаката/ (дата обращения: 19.01.2025).

20. Карепова С.Г., Некрасов С.В., Пинчук А.Н. Пропаганда как метод воздействия на общественное сознание: общий теоретический аспект // Вестник Новосибирского государственного университета экономики и управления. 2020. № 4. С. 212-229. https://doi.org/10.34020/2073-6495-2020-4-212-229.

21. Карпеко А. Высокая чувствительность, или «Близко к сердцу». https://dzen.ru/a/Y9qsKmE_nEYVW7k7 (дата обращения: 29.01.2025).

22. Белова Л.И. Деструктивные и конструктивные функции юмора (социологический аспект) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социальногуманитарные науки. 2012. № 32(291). С. 143-144.

23. Муталапов И.И. Позитивные и негативные функции юмора в образовании // Гуманитарный научный журнал. 2018. № 1-2. С. 40.


Рецензия

Для цитирования:


Томаков В.И., Томаков М.В. Эмоциональный контекст и мотивационный эффект плакатов по охране труда. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2025;15(3):106-131. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-3-106-131

For citation:


Tomakov V.I., Tomakov M.V. The emotional context and motivational effect of occupational safety posters. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2025;15(3):106-131. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-3-106-131

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)