Экстралингвистический контекст деятельности понимания как сфера интереса психолингвистики
Аннотация
Современная социально-экономическая ситуация информатизации общества характеризуется доминированием пассивных видов деятельности, осуществляемых в большей степени виртуально и ведущих к речевым нарушениям. Статья посвящена вопросам восприятия и понимания речи и текста. Обсуждается вопрос междисциплинарного изучения проблемы формирования способности понимания устного сообщения детьми дошкольного возраста и развития речевой деятельности индивида в целом.
Цель статьи – исследование механизмов формирования способности понимания в онтогенезе в свете новых исследований в области поликодовой коммуникации.
Решаются задачи изучения экстралингвистических факторов в широком контексте, к которым автор относит факторы социального окружения ребёнка – участника эксперимента. Исследование деятельности понимания устного сообщения осуществляется с помощью отработанной методики, апробированной Е. Г. Биевой в 80-х годах прошлого столетия. Сопоставительный анализ двух экспериментов с разницей в 30 лет проводится с учётом психолого-социального мониторинга среды и условий проживания испытуемых детей в семье. Также применяются методы денотатного анализа текста, методы математического моделирования для подсчёта результатов, метод анкетирования и метод прогнозирования риска развития речевой патологии. Делается вывод о том, что способность понимания текста формируется в контексте налаженной предметно-практической деятельности ребёнка и его общения со взрослыми. Обращается внимание на ухудшение речевого здоровья детей и общее снижение уровня понимания в дошкольном детстве, что в контексте проблемы функциональной неграмотности и стремительного развития поликодовой коммуникации представляет собой острую и актуальную тему, требующую дальнейших серьёзных междисциплинарных исследований.
Об авторах
Т. В. КружилинаРоссия
Татьяна Владиславовна Кружилина, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры
кафедра иностранных языков,
305040
ул. 50 лет Октября, д. 94
Курск
Researcher ID: 738898
И. Б. Кружилин
Россия
Игорь Борисович Кружилин, студент
факультет Лингвистики и межкультурной коммуникации
305040
ул. 50 лет Октября, д. 94
Курск
Список литературы
1. Беседа Е. Н. Лингвотекстовые особенности речевого жанра «читательский отклик» : дис. … канд. филол. наук / Е. Н. Беседа. – Курск, 2008.
2. Звягинцева В. В. К вопросу о категоризации тона и его функциональных аспектов в английской речи / В. В. Звягинцева, А. В. Анненкова // Теория языка и межкультурная коммуникация. – 2020. – № 2 (37). – С. 104–111.
3. Кружилина Т. В. Понимание текста как деятельности в свете зрелости когнитивных структур ребёнка-дошкольника / Т. В. Кружилина // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2016. – № 3 (20). – С. 72–78.
4. Zemlyanskaya E. N., Koroleva N. M. The figurative aspect of evaluativity in the speech genre “Reader Response” // Baltic Himanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 1 (30). P. 232–235.
5. Тарасов Е. Ф. Проблемы теории речевого общения / Е. Ф. Тарасов // Вопросы психолингвистики. – 2010. – № 12. – С. 15–19.
6. Фёдорова О. В. Отечественная психолингвистика: вчера, сегодня, завтра (субъективные заметки об изучении механизмов порождения и понимания речи) / О. В. Фёдорова // Вопросы языкознания. – 2020. – № 6. – С. 105–129.
7. Залевская А. А. Введение в психолингвистику / А. А. Залевская. – М.: РГГУ, 2007.
8. Звягинцева В. В. Термины родства как обращения в русском и английском семейных дискурсах / В. В. Звягинцева // Теория языка и межкультурная коммуникация. – 2011. – № 1 (9). – С. 23–27.
9. Звягинцева В. В. К вопросу об исследовании семейного дискурса в рамках деятельностно прагматического подхода / В. В. Звягинцева // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2013. – № 2 (20). – С. 55–60.
10. Кондратенко Е. Н. Особенности функционирования идеологизированной лексики в виртуальном тексте / Е. Н. Кондратенко, Т. В. Кружилина // Теория языка и межкультурная коммуникация. – 2019. – № 4 (35). – С. 123–131.
11. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997.
12. Новиков А. И. Текст и его смысловые доминанты / А И. Новиков. – М.: ИЯ РАН, 2007.
13. Баринова И. А. Основы психолингвистической теории текста в трудах Л. В. Сахарного и А. И. Новикова / И. А. Баринова, Н. М. Нестерова // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. – 2021. – № 2. – С. 19–28.
14. Кондратенко Е. Н. Социальный аспект конвенциональности значений / Е. Н. Кондратенко // Язык для специальных целей: система, функции, среда : сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции. – Курск, 2016. – С. 160–163.
15. Королева Н. М. Формирование нравственных качеств личности младшего школьника в процессе иноязычного образования (на материале английского языка) : дис. … канд. филол. наук / Н. М. Королева. – Курск, 2007.
16. Биева Е. Г. Факторы, влияющие на понимание текста (на материале детской речи) : дис. … канд. филол. наук / Е. Г. Биева. – М., 1984.
17. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребёнка : собрание сочинений : Т. 6 / Л. С. Выготский. – М., 1984. – С. 5–90.
18. Резцова Е. Ю. Прогнозирование риска речевой патологии у детей младшего дошкольного возраста / Е. Ю. Резцова [и др.] // Курский научно-практический вестник "Человек и его здоровье". – 2010. – № 3. – С. 159–165.
19. Мкртычян С. В. Проблема понимания и функциональная неграмотность. Понимание и рефлексия в коммуникации, культуре и образовании / С. В. Мкртчян. – Тверь, 2018. – С. 203–211.
20. Мягкова Е. Ю. Цифровое слабоумие: миф или реальность? / Е. Ю. Мягкова ; под общ. ред. А. А. Залевской // Слово и текст: психолингвистический подход : сб. науч. тр. –Тверь: Твер. гос. ун-т, 2016. – С. 63–73.
21. Мягкова Е. Ю. Проблемы обучения чтению и пониманию текста в свете проблемы функциональной неграмотности / Е. Ю. Мягкова // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. – 2016. – № 36. – С. 58–63.
22. Кружилина Т. В. Факторы, определяющие особенности речевого развития у детей / Т. В. Кружилина // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2012. – № 4-1 (43). – С. 216–219.
23. Пацлаф Р. А. Застывший взгляд. Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей / Р. А. Пацлаф. – М.: Evidentis, 2003.
24. Солсо Р. Л. Когнитивная психология / Р. Л. Солсо. – М.: Тривола, 1996.
25. Кружилина Т. В. Телевидение как один из факторов, определяющих особенности речевого развития у детей / Т. В. Кружилина // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2012. – № 2. – С. 96–99.
26. Vandewater E. A. et al. Digital Childhood: Electronic Media and Technology Use Among Infants, Toddlers, and Preschoolers // PEDIATRICS. 2007. № 119 (5). Р. 1006–15.
27. Кружилина Т. В. Понимание текста детьми дошкольного возраста с учётом факторов социального окружения ребёнка (экспериментальное исследование) : дис. … канд. филол. наук / Т. В. Кружилина. – Тверь, 2014.
28. Пищальникова В. А. Новые когнитивные структуры в цифровой информационной среде / В. А. Пищальникова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2018. –№ 13 (807). – С. 192–201.
Рецензия
Для цитирования:
Кружилина Т.В., Кружилин И.Б. Экстралингвистический контекст деятельности понимания как сфера интереса психолингвистики. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(2):74-88.
For citation:
Kruzhilina T.V., Kruzhilin I.B. The Extralinguistic Context of the Activity of Understanding as a Sphere of Psycholinguistic Interest. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(2):74-88. (In Russ.)