Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Экстралингвистический контекст деятельности понимания как сфера интереса психолингвистики

Аннотация

   Современная социально-экономическая ситуация информатизации общества характеризуется доминированием пассивных видов деятельности, осуществляемых в большей степени виртуально и ведущих к речевым нарушениям. Статья посвящена вопросам восприятия и понимания речи и текста. Обсуждается вопрос междисциплинарного изучения проблемы формирования способности понимания устного сообщения детьми дошкольного возраста и развития речевой деятельности индивида в целом.

   Цель статьи – исследование механизмов формирования способности понимания в онтогенезе в свете новых исследований в области поликодовой коммуникации.

   Решаются задачи изучения экстралингвистических факторов в широком контексте, к которым автор относит факторы социального окружения ребёнка – участника эксперимента. Исследование деятельности понимания устного сообщения осуществляется с помощью отработанной методики, апробированной Е. Г. Биевой в 80-х годах прошлого столетия. Сопоставительный анализ двух экспериментов с разницей в 30 лет проводится с учётом психолого-социального мониторинга среды и условий проживания испытуемых детей в семье. Также применяются методы денотатного анализа текста, методы математического моделирования для подсчёта результатов, метод анкетирования и метод прогнозирования риска развития речевой патологии. Делается вывод о том, что способность понимания текста формируется в контексте налаженной предметно-практической деятельности ребёнка и его общения со взрослыми. Обращается внимание на ухудшение речевого здоровья детей и общее снижение уровня понимания в дошкольном детстве, что в контексте проблемы функциональной неграмотности и стремительного развития поликодовой коммуникации представляет собой острую и актуальную тему, требующую дальнейших серьёзных междисциплинарных исследований.

Об авторах

Т. В. Кружилина
Юго-Западный государственный университет
Россия

Татьяна Владиславовна Кружилина, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры

кафедра иностранных языков,

305040

ул. 50 лет Октября, д. 94

Курск

Researcher ID: 738898



И. Б. Кружилин
Юго-Западный государственный университет
Россия

Игорь Борисович Кружилин, студент

факультет Лингвистики и межкультурной коммуникации

305040

ул. 50 лет Октября, д. 94

Курск



Список литературы

1. Беседа Е. Н. Лингвотекстовые особенности речевого жанра «читательский отклик» : дис. … канд. филол. наук / Е. Н. Беседа. – Курск, 2008.

2. Звягинцева В. В. К вопросу о категоризации тона и его функциональных аспектов в английской речи / В. В. Звягинцева, А. В. Анненкова // Теория языка и межкультурная коммуникация. – 2020. – № 2 (37). – С. 104–111.

3. Кружилина Т. В. Понимание текста как деятельности в свете зрелости когнитивных структур ребёнка-дошкольника / Т. В. Кружилина // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2016. – № 3 (20). – С. 72–78.

4. Zemlyanskaya E. N., Koroleva N. M. The figurative aspect of evaluativity in the speech genre “Reader Response” // Baltic Himanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 1 (30). P. 232–235.

5. Тарасов Е. Ф. Проблемы теории речевого общения / Е. Ф. Тарасов // Вопросы психолингвистики. – 2010. – № 12. – С. 15–19.

6. Фёдорова О. В. Отечественная психолингвистика: вчера, сегодня, завтра (субъективные заметки об изучении механизмов порождения и понимания речи) / О. В. Фёдорова // Вопросы языкознания. – 2020. – № 6. – С. 105–129.

7. Залевская А. А. Введение в психолингвистику / А. А. Залевская. – М.: РГГУ, 2007.

8. Звягинцева В. В. Термины родства как обращения в русском и английском семейных дискурсах / В. В. Звягинцева // Теория языка и межкультурная коммуникация. – 2011. – № 1 (9). – С. 23–27.

9. Звягинцева В. В. К вопросу об исследовании семейного дискурса в рамках деятельностно прагматического подхода / В. В. Звягинцева // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2013. – № 2 (20). – С. 55–60.

10. Кондратенко Е. Н. Особенности функционирования идеологизированной лексики в виртуальном тексте / Е. Н. Кондратенко, Т. В. Кружилина // Теория языка и межкультурная коммуникация. – 2019. – № 4 (35). – С. 123–131.

11. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997.

12. Новиков А. И. Текст и его смысловые доминанты / А И. Новиков. – М.: ИЯ РАН, 2007.

13. Баринова И. А. Основы психолингвистической теории текста в трудах Л. В. Сахарного и А. И. Новикова / И. А. Баринова, Н. М. Нестерова // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. – 2021. – № 2. – С. 19–28.

14. Кондратенко Е. Н. Социальный аспект конвенциональности значений / Е. Н. Кондратенко // Язык для специальных целей: система, функции, среда : сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции. – Курск, 2016. – С. 160–163.

15. Королева Н. М. Формирование нравственных качеств личности младшего школьника в процессе иноязычного образования (на материале английского языка) : дис. … канд. филол. наук / Н. М. Королева. – Курск, 2007.

16. Биева Е. Г. Факторы, влияющие на понимание текста (на материале детской речи) : дис. … канд. филол. наук / Е. Г. Биева. – М., 1984.

17. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребёнка : собрание сочинений : Т. 6 / Л. С. Выготский. – М., 1984. – С. 5–90.

18. Резцова Е. Ю. Прогнозирование риска речевой патологии у детей младшего дошкольного возраста / Е. Ю. Резцова [и др.] // Курский научно-практический вестник "Человек и его здоровье". – 2010. – № 3. – С. 159–165.

19. Мкртычян С. В. Проблема понимания и функциональная неграмотность. Понимание и рефлексия в коммуникации, культуре и образовании / С. В. Мкртчян. – Тверь, 2018. – С. 203–211.

20. Мягкова Е. Ю. Цифровое слабоумие: миф или реальность? / Е. Ю. Мягкова ; под общ. ред. А. А. Залевской // Слово и текст: психолингвистический подход : сб. науч. тр. –Тверь: Твер. гос. ун-т, 2016. – С. 63–73.

21. Мягкова Е. Ю. Проблемы обучения чтению и пониманию текста в свете проблемы функциональной неграмотности / Е. Ю. Мягкова // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. – 2016. – № 36. – С. 58–63.

22. Кружилина Т. В. Факторы, определяющие особенности речевого развития у детей / Т. В. Кружилина // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2012. – № 4-1 (43). – С. 216–219.

23. Пацлаф Р. А. Застывший взгляд. Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей / Р. А. Пацлаф. – М.: Evidentis, 2003.

24. Солсо Р. Л. Когнитивная психология / Р. Л. Солсо. – М.: Тривола, 1996.

25. Кружилина Т. В. Телевидение как один из факторов, определяющих особенности речевого развития у детей / Т. В. Кружилина // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2012. – № 2. – С. 96–99.

26. Vandewater E. A. et al. Digital Childhood: Electronic Media and Technology Use Among Infants, Toddlers, and Preschoolers // PEDIATRICS. 2007. № 119 (5). Р. 1006–15.

27. Кружилина Т. В. Понимание текста детьми дошкольного возраста с учётом факторов социального окружения ребёнка (экспериментальное исследование) : дис. … канд. филол. наук / Т. В. Кружилина. – Тверь, 2014.

28. Пищальникова В. А. Новые когнитивные структуры в цифровой информационной среде / В. А. Пищальникова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2018. –№ 13 (807). – С. 192–201.


Рецензия

Для цитирования:


Кружилина Т.В., Кружилин И.Б. Экстралингвистический контекст деятельности понимания как сфера интереса психолингвистики. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(2):74-88.

For citation:


Kruzhilina T.V., Kruzhilin I.B. The Extralinguistic Context of the Activity of Understanding as a Sphere of Psycholinguistic Interest. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(2):74-88. (In Russ.)

Просмотров: 135


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)