Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Овладение языком как направление современных психолингвистических исследований во Франции

Аннотация

   В статье представлены общие положения одного из основных направлений психолингвистических исследований современной Франции – овладение языком, с акцентом на усвоение неродного языка.
   Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью создания системной картины развития психолингвистики и расширения объёма доступных для исследования зарубежных работ.
   Цель исследования состоит в характеристике формирования и развития одного из фундаментальных направлений французской психолингвистики.

   Задачами работы являются: формулирование контекста проблемы, в частности, выделение основных направлений психолингвистических исследований в современной Франции; выявление истоков направления, посвящённого овладению языком; представление базовых концепций зарубежных школ, оказавших влияние на становление направления в рамках французской психолингвистики, в частности, основных гипотез и терминов, используемых в данной области в западной науке; выявление особенностей воздействия родного и изученных иностранных языков на процесс овладения неродным; описание особенностей коммуникации между носителями и неносителями языка и характеристика проблемы взаимовлияния речевой и мыслительной деятельности.
   Основными методами, используемыми в работе, являются описание, анализ и сравнение. Материалом исследования послужила серия работ ведущих французских и зарубежных психолингвистов, оказавших то или иное влияние на формирование данной проблематики во французской науке. Результатом исследования является аналитическое представление концепции овладения неродным языком, включающее описание процесса становления проблематики и реализацию её в современных психолингвистических и когнитивных течениях и характеристику основных теоретико-методологических оснований современных исследований по овладению языком, а также актуализация дискуссионных вопросов.

Об авторе

П. С. Баринова
Московский государственный лингвистический университет
Россия

Полина Сергеевна Баринова, аспирант

кафедра общего и сравнительного языкознания

119034

ул. Остоженка, д. 38

Москва



Список литературы

1. Watorek M., Wauquier-Gravelines S. Diversité d’approches et de méthodes en acquisition des langues secondes // Revue française de linguistique appliquée, 2016/2 (Vol. XXI), p. 5-17. DOI: 10.3917/rfla.212.0005. URL: https://www.cairn.info/revue-francaise-de-linguistique-appliquee-2016-2-page-5.htm

2. Corder S. P. The Significance of Learners’ Errors // International Review of Applied Linguistics in Language Teaching. 1967. 5. P. 161-170.

3. Selinker L. Interlanguage // International Review of Applied Linguistics. 1972. 10. P. 219-231.

4. Selinker L. & Lakshamanan U. Language transfer and fossilization: The Multiple Effects Principle // in L. Selinker & S. Gass (eds.) Language Transfer In Language Learning, Amsterdam, Benjamins, 1992. P. 197-216.

5. Han Z.: Fossilisation in interlanguage. Thèse de PhD inédite, Université de Londres, 1998.

6. Selinker L. Language Transfer // General Linguistics. 1969. 9. P. 67-92.

7. Dommergues J.-Y. La double origine des erreurs de syntaxe dans l’emploi d’une langue étrangère. Thèse de IIIe Cycle, Université de Paris, 1974.

8. Kellerman E. La difficulté, une notion difficile. Encrages n spécial de linguistique appliquée, 1979. 16-21.

9. Jordens P. Constrastivité et transfert // Etudes de Linguistique Appliquée. 1979. 33. P. 94-101.

10. Sharwood-Smith M. & E. Kellerman. Cross-linguistic influence in second language acquisition. An introduction. In E. Kellerman & M. Sharwood-Smith, (Dir.), Cross-linguistic Influence in Second Language Acquisition, 1986, P.1-9, New-York, Pergamon Press.

11. Lüdi G. & B. Py. Être bilingue. Berne, Peter Lang, 1986.

12. Bardel C. La negazione nell’italiano degli svedesi. Sequenze acquisizionali e influssi translinguistici. Etudes Romanes de Lund, 61. 2000. Romanska Institutionen, Lund, Lunds Universitet.

13. Cenoz J. Facteurs déterminant l’acquisition d’une L3: Age, développement cognitif et milieu // Acquisition et Interaction en Langue Étrangère. 2003. 18. P. 38–51

14. De Angelis G. & Selinker L. Interlanguage Transfer and Competing Linguistic Systems in the Multilingual Mind // In J. Cenoz, B. Hufeisen & U. Jessner (eds), Crosslinguistic Influence in Third Language Acquisition: Psycholinguistic Perspectives, Clevedon, Multilingual Matters, 4258, 2001.

15. Hatch E. (Dir.) Second Language Acquisition. A Book of Readings. Rowley (Mass.), Newbury House Pub. Co, 1978.

16. Long M. H. Linguistic and conversational adjustments to non-native speakers // Studies in Second Language Learning. 1983. 5. P. 177-193.

17. Noyau C. & Porquier R. Communiquer dans la langue de l’autre. Paris, Presses Universitaires de Vincennes, 1984.

18. Porquier R. Communication exolingue et apprentissage des langues // Acquisition d’une langue étrangère. 1984. III. P. 17-47, Paris, Presses Universitaires de Vincennes.

19. Alber J.-L. & B. Py Vers un modèle exolingue de la communication interculturelle // Études de Linguistique Appliquée. 1986. 61. P. 78-90.

20. Kuhl P. K. Early language acquisition: Cracking the speech code // Nature, Reviews Neuroscience. 2004. № 5. P. 831-843.

21. Klein W. & Perdue C. The Basic Variety (or: Couldn’t natural languages be much simpler? // Second Language Research. 1997. № 13 (4). P. 301-347.

22. Meisel J. M. Age of onset in successive acquisition of bilingualisme : Effects on grammatical development // Zeitschrift für Sprachwissenschaft. 2009. № 28. 5-34.

23. Unsworth S. Child L2, adult L2, child L1: Differences and similarities. A study on the acquisition of direct object scrambling in Dutch. Doctoral dissertation. Utrecht, LOT, 2005.

24. Slobin D. I. Learning to think for speaking: native language, cognition and rhetorical style // Pragmatics. 1991. 1 (1). P. 7-25.

25. Lambert M. Subordination et hiérarchisation de l’information dans les récits. Etude comparative des options en anglais L2 et en français et en anglais L1. In Trévisiol, P. & al. (éds), Relatives et autres subordonnées. Regards croisés en linguistique, acquisition et didactique, Rennes, Presses Universitaires de Rennes, 2014.

26. Demagny A. C. L’expression du temps et de l’espace en français et en anglais : perspectives typologiques sur l’acquisition des langues par l’adulte // Langue française. 2013. 179. P. 109-127.

27. Matthey М. et Véronique D. Trois approches de l’acquisition des langues étrangères : enjeux et perspectives // Acquisition et interaction en langue étrangère [En ligne], 21 | 2004, mis en ligne le 01 mars 2007. URL: http://journals.openedition.org/aile/4549; doi: 10.4000/aile.4549.

28. Bley-Vroman R. The logical problem of foreign language learning // Linguistic Analysis. 1990. 20. 3-49.

29. Schachter J. Second language acquisition and its relationship to Universal Grammar. Applied Linguistics. 1988. 9. P. 219-235.

30. Schwartz B. & Sprouse R. L2 Cognitive States and the Full Transfer/Full Access Model. Second Language Research. 1996. 12 (1). P. 40-72.

31. Epstein S., Flynn S., Martohardjono G. The strong continuity hypothesis : Evidence concerning functional categories in adult L2 acquisition. In Flynn, S. & al. (eds), The Generative Study of Second Language Acquisition, Mahwah, NJ, Lawrence Erlbaum Associates, 1998. 61-78.

32. Arditty J. & Vasseur M. T. Interaction et langue étrangère // Langages. 1999. 134. P. 3-19.

33. Roberts C. Acquisition des langues ou socialisation dans et par le discours? Pour une redéfinition du domaine de la recherche sur l’acquisition des langues étrangères // Langages. 1999. 134. P. 101-124.

34. Arditty J. Spécificité et diversité des approches interactionnistes // Acquisition et interaction en langue étrangère, 1999. [En ligne], 21 | 2004, mis en ligne le 01 mars 2007. URL: http://journals.openedition.org/aile/1733 ; doi: 10.4000/aile.1733.


Рецензия

Для цитирования:


Баринова П.С. Овладение языком как направление современных психолингвистических исследований во Франции. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(2):51-62.

For citation:


Barinova P.S. Language Acquisition as a Field of Modern Psycholinguistic Studies in France. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(2):51-62. (In Russ.)

Просмотров: 149


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)