Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Взаимосвязи способов совладающего поведения и психического выгорания волонтеров-медиков в условиях профессионально ориентированной волонтерской деятельности (в период пандемии COVID-19)

Аннотация

   Медицинское волонтерство становится популярной профессионально-ориентированной деятельностью студентов, стрессовой в связи со специфичностью проводимых манипуляций, личностными особенностями самих пациентов и способов их реагирования при различных заболеваниях, работы в специальных условиях (чрезвычайные ситуации, пандемии). Адаптивные копинг-стратегии преодоления стрессов в данном виде деятельности являются факторами устойчивости к психическому выгоранию.

   Так, целью исследования является изучение взаимосвязей способов совладающего поведения и психического выгорания волонтеров-медиков в условиях профессионально ориентированной волонтерской деятельности (в период пандемии COVID-19). В нем приняли участие 66 студентов ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России в возрасте от 18 до 24 лет (из них: 37 девушек и 29 юношей), обучающихся на специальностях 31. 05. 02 Педиатрия (44 человека) и 31. 05. 01 Лечебное дело (22 человека) и занимающихся профессионально-ориентированной волонтерской деятельностью (волонтеры-медики) до 2 лет в период пандемии COVID-19. Для сбора данных использовали наблюдение и беседу, а также стандартизированные психодиагностические методики исследования «Профессиональное выгорание» (ПВ) (русскоязычная версия Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова) и «Способы совладающего поведения» Р. Лазарус и С. Фолкман (в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк). Обработка результатов осуществлялась с помощью методов описательной статистики, сравнительного (непараметрического) критерия H-Краскела-Уоллиса, корреляционного и регрессионного видов анализа данных. Находясь в ситуации стресса, волонтеры-медики, используют различные способы совладающего поведения для адаптации в работе, особенно в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Так, целенаправленное подавление и сдерживание негативных переживаний, влияющих на восприятие проблемной ситуации, высокий контроль поведения и чрезмерное переосмысление собственных действий – все это может привести к психическому выгоранию волонтеров-медиков. Поиск социальных ресурсов, ориентированность на взаимодействие с другими людьми, рационализация проблемной ситуации, использование приемов переключения внимания, отстранения, юмора способствуют повышению их самооценки профессиональной эффективности.

Об авторах

Л. Н. Молчанова
Курский государственный медицинский университет
Россия

Людмила Николаевна Молчанова, доктор психологических наук, профессор

кафедра психологии здоровья и нейропсихологии

305000

ул. К. Маркса, 3

Курск

Researcher ID: AAF-9625-2019



К. В. Блинова
Курский государственный медицинский университет
Россия

Кристина Викторовна Блинова, аспирант

кафедра психологии здоровья и нейропсихологии

305000

ул. К. Маркса, 3

Курск



Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. 12. 1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01. 07. 2020) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/820b4ecd6532a57dd0ff9871cd58c7e0e4542eec/#dst100694 (дата обращения: 01. 08. 2021).

2. Шкрумяк А. Р. Медицинское волонтерство в социально-ориентированной практике студентов-медиков в период пандемии COVID-19 / А. Р. Шкрумяк, П. И. Ананченкова // Проблемы стандартизации в здравоохранении. – 2020. – № 11-12. – С. 73-78.

3. Молчанова Л. Н. Проблемы выгорания волонтеров в отечественных и зарубежных исследованиях: приоритетные научно-исследовательские направления / Л. Н. Молчанова // Региональный вестник. – 2021. – № 1 (57). – С. 31-34.

4. Крюкова Т. Л. Стили совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях / Т. Л. Крюкова // Журнал практического психолога. – 2010. – № 2. – С. 3–22.

5. Субботина Р. А. Особенности копинг-поведения в юношеском возрасте на примере студентов медицинского вуза / Р. А. Субботина, А. Н. Акопян, О. Е. Баксанский // Коллекция гуманитарных исследований. – 2018. – № 4 (13). – С. 75-86.

6. Молчанова Л. Н. Влияние стресс-преодолевающего поведения на эмоциональное выгорание педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности / Л. Н. Молчанова, Л. Н. Малихова, А. Н. Лежепёков // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 2 (44). – С. 317-326.

7. Шевченко А. А. Специфика совладающего поведения лиц с психическим выгоранием / А. А. Шевченко // Мир науки. – 2016. – Т. 4, № 3. – С. 36.

8. Горбанева М. В. Стресс в работе студентов-волонтеров / М. В. Горбанева // Молодой ученый. – 2019. – № 2-1 (240). – С. 10-13.

9. Мищенко В. Ф. Изучение копинг-стратегий волонтеров отделения паллиативной помощи / В. Ф. Мищенко // Смальта. – 2019. – № 2. – С. 34-40.

10. Системообразующие факторы личности студентов, занимающихся добровольческой деятельностью / О. А. Бокова [и др.] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8, № 5. – С. 91-106.

11. Оконешникова Г. Е. Тревожность волонтеров во время эпидемиологической ситуации / Г. Е. Оконешникова, Т. Ю. Ковтун ; под ред. Н. Д. Неустроева // Воспитание и обучение детей народов Севера в контексте индигенного подхода : сборник материалов Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 68-70.

12. Василенко Т. Д. Мотивационно-смысловая сфера личности студентов-волонтеров, работающих в условиях пандемии COVID-19 / Т. Д. Василенко, Н. Ю. Есенкова, А. В. Селин ; под ред. В. А. Лазаренко [и др.] // Современные вызовы для медицинского образования и их решения : сборник Материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 86-й годовщине Курского государственного медицинского университета. – Курск, 2021. – С. 453-456.

13. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2008. – 358 с.

14. Крюкова Т. Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк // Журнал практического психолога. – 2007. – № 3. – С. 93-112.

15. Beal Lisa. Burnout, Social Support, and Coping in Crisisline Volunteers // Honors Projects. 1994. P. 107.

16. Claxton-Oldfield Stephen. Hospice Palliative Care Volunteers: A Review of Commonly Encountered Stressors, How They Cope With them, and Implications for Volunteer // American Journal of Hospice and Palliative Medicine. 2015. Vol. 33 (2). Рр. 201-204. doi: 10.1177/1049909115571545

17. Essex Beth, Lisa Benz Scott. Chronic stress and associated coping strategies among volunteer EMS personnel // Prehospital Emergency Care. 2008. Vol. 12, no 1. Pp. 69-75. doi: 10.1080/10903120701707955

18. Roche A., Ogden J. Predictors of burnout and health status in Samaritans' listening volunteers // Psychology health & medicine. 2017. Vol. 22 (10), pp. 1169-1174. doi: 10.1080/13548506.2017.1280176


Рецензия

Для цитирования:


Молчанова Л.Н., Блинова К.В. Взаимосвязи способов совладающего поведения и психического выгорания волонтеров-медиков в условиях профессионально ориентированной волонтерской деятельности (в период пандемии COVID-19). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(4):202-213.

For citation:


Molchanova L.N., Blinova Ch.V. Interconnection of Controlling Behavior Methods and Mental Burnout of Medicine Volunteers in the Conditions of Professionally Oriented Volunteering Activities (During the Covid-19 Pandemic). Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(4):202-213. (In Russ.)

Просмотров: 1458


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)