Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Влияние социальных сетей на формирование социально-психологических установок подростков

Аннотация

   В последнее время средства массовой коммуникации оказывают интенсивное психологическое воздействие на установки подростков с еще не полностью сформированной психикой, которой трудно адаптироваться под современные реалии и исключать воздействие интернета и социальных сетей на свою жизнь, а также выбирать средства массовой информации, несущие пользу для гармоничного и интеллектуального развития личности.
   Целью исследования явилось изучение влияния социальных сетей на формирование социально-психологических установок подростков.
   В статье представлен теоретический анализ понятий «социальные сети» и «социально-психологические установки», охарактеризованы функции и свойства социальных сетей, определены возможные риски влияния социальных сетей на социально-психологические установки подростков. В результате эмпирического исследования было выявлено, что у подростков, проводящих более двух часов в день в интернете, преобладают материальные, личностные и творческие социально-психологические установки. Для них ведущей является Я-направленность, обусловливающая, в качестве приоритетных, установки на быстрое обогащение, удовлетворение собственных интересов, достижение собственных целей. Особую значимость для них имеют социальный статус и престиж. Также у данной категории подростков была выявлена тенденция к увеличению показателя эгоизма, сильно выражена ориентация на деньги, за которые можно купить любую жизнь, любовь и счастье. Также эмпирическим путем были получены данные, подтверждающие статистическую достоверность полученных результатов о том, что есть прямая взаимосвязь между временем пребывания подростков в интернете (более двух часов в день) и степенью выраженности их негативных социально-психологических установок. Таким образом, подростки с преобладающими негативными социально-психологическими установками нуждаются в специально организованном психолого-педагогическом сопровождении, которое представляет собой системно организованную профессиональную деятельность педагогов, направленную на создание психолого-педагогических условий, способствующих постепенному преобразованию негативных установок в адекватные, позитивные установки, способствующие формированию здоровой, гармонично
развитой личности подростка.

Об авторах

Е. А. Никитина
Юго-Западный государственный университет
Россия

Елена Александровна Никитина, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой

кафедра коммуникологии и психологии

305040

ул. 50 лет Октября 94

Курск



А. Ю. Желобанова
ООО «Аутспан Интернешнл»
Россия

Анна Юрьевна Желобанова, специалист

141840

ул. Заречная, стр. 6

Московская область

Дмитриевский район

Яхрома



Список литературы

1. Соколов М. Онлайновый дневник, теории виртуальной идентичности и режимы раскрытия персональной информации / М. Соколов. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2006. – С. 9-49.

2. Войскунский А. Е. Исследование интернета в психологии / А. Е. Войскунский // Интернет и российское общество. – М.: Гендальф, 2002. – С. 235-250.

3. Гаврилов А. А. Коммуникативно-содержательные средства медиавоздействия / А. А. Гаврилов // Молодой ученый. – 2014. – № 9. – С. 438-441.

4. Петров А. В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений / А. В. Петров // Социологические исследования. – 2008. – № 2. – C. 83-90.

5. Шихирев П. Н. Современная социальная психология США / П. Н. Шихирев. – М.: Наука, 1979. – 459 с.

6. Крук Ч. Школы будущего / Ч. Крук // Гуманитарные исследования в Интернете. – М.: Терра-Можайск, 2000. – С. 314-332.

7. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. – М.: Наука, 1988. – 361 с.

8. Термин «Социальные сети» // Социальные сети от А до Я: путеводитель по социальным сетям Интернета. URL: https://vk.com/social_networking_ru

9. Социальная психология / сост.: Р. И. Мокашенцев, А. В. Мокашенцева. – Новосибирск: Сибирское соглашение; М.: ИНФРА-М, 2001. – 408 с.

10. Социальная психология : хрестоматия / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.

11. Гулевич О. А. Аттитюды и их взаимодействие с поведением / О. А. Гулевич, И. Безменова. – М.: Российское психологическое общество, 1999. – 345 с.

12. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – Воронеж, 2001. – 350 с.

13. Ковалев С. В. Нейротрансформинг. Команда нашего «Я» / С. В. Ковалев. – М.: Библиотека NLP, 2016. – 176 с.

14. Савельева И. М. История и время. В поисках утраченного / И. М. Савельева, А. В. Полетаев. – М.: Языки русской культуры, 1997. – 486 с.

15. Ковалев С. В. Введение в нейротрансформинг / С. В. Ковалев. – М.: Библиотека NLP, 2013. – 224 с.


Рецензия

Для цитирования:


Никитина Е.А., Желобанова А.Ю. Влияние социальных сетей на формирование социально-психологических установок подростков. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(3):158-171.

For citation:


Nikitina E.A., Zhelobanova A.U. The Influence of Social Networks on the Formation of Socio-Psychological Attitudes of Adolescents. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(3):158-171. (In Russ.)

Просмотров: 301


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)