Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Обучение инофонов алгоритмам работы с общенаучным текстом: начальный этап подготовки

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-126-139

Аннотация

В статье представлена технология комплексной работы с общенаучным текстом в рамках изучения языка специальности иностранными обучающимися инженерно-технической направленности на предвузовском этапе.
Актуальность исследования определяется научно-теоретической и практической значимостью проблем, связанных с формированием у инофонов компетенций, необходимых для общения в учебно-научной и профессиональной сферах. Сложность восприятия инофонами лексико-грамматических конструкций, понимания учебного общенаучного текста и его продуцирования требуют от педагогов использования эффективного методического аппарата уже на этапе предвузовской подготовки.
Новизна и научная ценность исследования заключается в разработке системы заданий с текстом по языку специальности с использованием таблиц и схем, развивающих познавательную деятельность.
Разработка и апробация системы заданий с общенаучным текстом с использованием схем, стимулирующих познавательную деятельность, проводилась на базе ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» в рамках преподавания языка специальности иностранным обучающимся инженерно-технической направленности на предвузовском этапе. В процессе исследования использовались теоретические, эмпирические, педагогические методы, такие как анализ и обобщение научной литературы, моделирование, а также наблюдение за учебным процессом.
Технология комплексной работы с общенаучным текстом представлена на материале текста «Классификация неорганических веществ», изучаемого в рамках темы «Классификация предметов и явлений» в курсе дисциплины «Язык учебно-научной сферы общения» (инженерно-техническая направленность). Представленная технология работы с текстом общенаучной направленности с использованием таблиц и схем способствует эффективному достижению образовательных целей, развитию профессионально-коммуникативной компетентности (ПКК) обучающихся.

Об авторах

И. О. Амелина
Юго-Западный государственный университет
Россия

Амелина Ирина Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных граждан

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040

Author ID: 739989



Т. В. Ковалева
Юго-Западный государственный университет
Россия

Ковалева Татьяна Викторовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры русского языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных граждан

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040

Author ID: 686170 



Список литературы

1. Интерактивный педагогический инструментарий как средство интенсификации профессионально-коммуникативной подготовки иностранных специалистов в сфере экономики и менеджмента / С.А. Курбатова, Н.Н. Романова, О.А. Летникова, И.О. Амелина // Проблемы лингвистики и лингводидактики в неязыковом вузе: сборник материалов 5-ой Международной научно-практической конференции (Москва, 15–16 декабря 2022 года). В 2 т. М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2023. Т. 2. С. 84-89.

2. Noospheric psychological-educational paradigm as a methodological basis for teaching Russian-language business communication to foreign students / N.N. Romanova, I.O. Amelina, T.P. Skorikova, G.M. Petrova // Journal of Research in Applied Linguistics. 2019. 10 (Special Issue). Pp. 158–171. https://doi.org/10.22055/rals.2019.14681

3. Ильина Л.А., Султанова А.М. Обучение иностранных учащихся-нефилологов конструкциям научного стиля речи // Русский язык на перекрестке эпох: традиции и инновации в русистике: сб. науч. ст. по мат. IV Междунар. науч.-практ. конф. (г. Ереван, 26-28 сентября 2019 г.). Ереван, 2019. С. 223-228.

4. Организация социально-психологической адаптации иностранных обучающихся на этапе предвузовской подготовки / Н.С. Степанова, И.О. Амелина, М.В. Громенко, Т.В. Ковалева // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан: сборник материалов V Международного конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ и VI Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 17–20 ноября 2021 года). М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2022. С. 478-482.

5. Черняева Т.В. Особенности обучения научному стилю речи иностранных слушателей подготовительного отделения // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации: материалы 74-й научной сессии сотрудников университета / под ред. А.Т. Щастного. Витебск, Витебский государственный медицинский университет, 2019. С. 540-542.

6. Степанова Н.С., Ковалева Т.В., Амелина И.О. Реализация лингвообразовательного процесса в удаленном режиме: проблемы и перспективы // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан: сборник статей IV Международного конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ и V Всероссийской научно-практической конференции. Москва: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2021. С. 734–738.

7. Родина Н.А. Моделирование текста биографического характера на занятии по русскому языку как иностранному в рамках введения в язык специальности по дисциплине «Общая тактика» // Русский язык в военном вузе. 2022. № 3 (7). С. 31-40.

8. Домбровская И.И. Работа с текстами по языку специальности на занятиях по русскому языку как иностранному // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты: материалы IХ Международной научно-практической конференции (Омск, 19 мая 2023 года). Омск, 2023. С. 190-195.

9. Трушина Е.А. Научный текст по специальности на занятиях по русскому языку как иностранному на основных курсах военного вуза (на примере текста "Минометный прицел мпм-44м") // Русский язык в полиэтническом образовательном пространстве военного вуза: материалы III Межвузовской научно-методической конференции (Санкт-Петербург, 16 декабря 2021 года). СПб.: Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного, 2021. С. 319-326.

10. Лян Цзяхуэй, Чжан Сюань, Щеглова И.В. Трудности обучения научному стилю речи студентов-иностранцев: характеристики, типы, тенденции (на материале опроса преподавателей русского языка как иностранного // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. С. 183-189.

11. Трушина Е.А. Работа с текстами по специальности на занятиях по русскому языку как иностранному в военном вузе // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29508.

12. Назарова Т.М. Из опыта работы над учебным текстом: анализ смысловой структуры // Русский язык в полиэтническом образовательном пространстве военного вуза: материалы II Межвузовской научно-методической конференции. СПб., 2019. С. 157-163.

13. Парочкина М.М., Жилейкина А.В. Работа с научно-учебным текстом на занятиях РКИ как основа формирования коммуникативной компетенции учащихся технических вузов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 4 (12). С. 34-39.

14. Стаценко А.Н., Самохина О.В. Особенности работы с текстом по специальности в медицинском вузе на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере изучения темы: «Заболевания эндокринной системы. Сахарный диабет») // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 7 (160). С. 85-93.

15. Бакирова Л.Р. Этапы работы с профессионально ориентированным текстом на занятиях по русскому языку как иностранному в юридическом вузе (на примере текста "государственные органы") // Открытие русского мира: преподавание русского языка как иностранного и общеобразовательных дисциплин в современном образовательном пространстве: сборник научных статей II Международной научно-практической конференции (Курск, 28–29 мая 2020 года). Курск: ЮЗГУ, 2020. С. 16-21.

16. Харзеева С.Э., Кутузова Г.И., Аникина Е.И. Обучение иностранных студентов навыкам владения научным стилем речи // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. Серия «Международная деятельность вузов». 2005. № 94 (12). С. 181–183.

17. Харзеева С.Э., Кутузова Г.И., Лушникова Е.И. Смысловой анализ и моделирование научного текста: образовательные аспекты // Мир русского слова. 2006. № 1. С. 37-42.

18. Смирнов М.В. Вопросы обучения реферированию и аннотированию в курсе обучения магистрантов иностранному языку // Наука, образование и экспериментальное проектирование: мат. Междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 6-10 апреля 2015 г.). М., 2015. С. 169-170.

19. Озёрская С.Н. Профессионально-коммуникативная компетенция как основной компонент языковой подготовки по иностранному языку студентов факультета гостиничного бизнеса и туризма // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №116. С. 202–205.

20. Романова Н. Н., Амелина И. О. Особенности формирования профессиональнокоммуникативной компетенции при обучении русскому языку иностранных студентовэкономистов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2014. № 1. С. 63-69.

21. Personality Development Potential of a Literary Text in Digitalized Teaching of RFL / N. S. Stepanova, I. O. Amelina, M. V. Gromenko, T.V. Kovaleva // TSNI 2021 – Textbook: Focus on Students' National Identity, Москва, 20–24 апреля 2021 года. Москва: ARPHA Proceedings, 2021. Pp. 920-932. https://doi.org/10.3897/ap.е4.e0920.

22. Ковалева Т.В., Амелина И.О. Лингводидактическое тестирование в цифровой среде как инструмент обучения и контроля формирования языковой компетенции инофонов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023. Т. 13, № 1. С. 106-120. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-1-106-120


Рецензия

Для цитирования:


Амелина И.О., Ковалева Т.В. Обучение инофонов алгоритмам работы с общенаучным текстом: начальный этап подготовки. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(4):126-139. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-126-139

For citation:


Amelina I.O., Kovaleva T.V. Teaching Foreign Speakers Algorithms for Working With a General Scientific Text: Initial Stage of Preparation. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(4):126-139. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-126-139

Просмотров: 140


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)