Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Роль разных видов знаний в понимании текста при чтении (опыт экспериментального интерпретационного наблюдения)

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-34-50

Аннотация

Статья посвящена проблеме изучения знаний, а также роли разных видов знаний в понимании текста. В теоретическом плане целью настоящей работы является обзор научной литературы по проблеме знаний, их классификации. В практическом аспекте цель статьи состоит в анализе роли разных видов знаний в процессе понимания и осмысления конкретного текста при чтении группой испытуемых, а также в определении некоторых стратегий и принципов, которыми могли бы руководствоваться обучающиеся, встречаясь с проблемой адекватного восприятия и понимания иноязычных текстов.
В работе использовалась методика экспериментального интерпретационного наблюдения с применением частного психолингвистического эмпирического опросного метода, предполагающего интервьюирование и беседу с испытуемыми, в ходе которых были получены фактические данные. На основе этих эмпирических данных строились основные теоретические и практические умозаключения и выводы.
В статье был проанализирован определенный массив научной литературы по проблеме знаний и их классификации. Было выяснено, что проблемой знаний занимаются уже давно и в этой области достаточно много спорных и нерешенных вопросов: вопросы хранения, использования и овладения знаниями.
Также в работе было установлено, что существует достаточно большое количество классификаций знаний, оснований для этих классификаций, которые зачастую пересекаются.
По итогам практического исследования были сделаны выводы о том, что в процессе смыслового восприятия и понимания текста при чтении, испытуемые активизируют и применяют многочисленные знания. В процессе чтения текста они также прибегают к определенным стратегиям и принципам работы с ним. Это позволило нам выработать определенные рекомендации, которые могли бы применять обучающиеся при осмыслении иноязычной текстовой информации. Данная проблематика актуальна ввиду того, что, проблема адекватного восприятия и понимания текста важна как одна из проблем, обусловливающих эффективность как преподавания, так и изучения иностранного языка в учебном заведении. Кроме того, знание стратегий и принципов осмысления текстовой информации могло бы способствовать коммуникации на иностранном языке в реальных речевых ситуациях.

Об авторе

Р. В. Попадинец
Юго-Западный государственный университет
Россия

Попадинец Роман Васильевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 16. Лингвистическая прагматика. М.: Прогресс, 1985. 504 с.

2. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация: [пер. с англ.]. М.: Прогресс, 1989. 310 с.

3. Ришар Ж.Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений / сокр. пер. с франц. Т.А. Ребеко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 1998. 232 с.

4. Anderson J.R. The architecture of cognition. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1983. 360 p.

5. Garnham A. Psycholinguistics: Central topics. London; New York: Methuen, 1985. 269 p.

6. Солсо Р. Когнитивная психология. 6-е изд. СПб.: Питер, 2011. 589 с.

7. Haberlandt K. Methods in reading research // Gernsbcher M.A. (Ed) Handbook of psycholinguistics. San Diego etc. Academic Press, 1994. Pp. 1-31.

8. Залевская А. А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. М.: Гнозис, 2005. 543 с.

9. Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М.: Наука, 1985. 168 с.

10. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М.: Лабиринт, 1997. 221 с.

11. Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? Человек. Сознание. Коммуникация. М.: Диалог – МГУ, 1998. 352 с.

12. Попадинец Р. В. Метафора и проблема понимания текста // Актуальные проблемы языковедения: межвузовский сборник научных трудов по материалам Международной конференции "Актуальные проблемы языковедения и теории перевода", Курск, 13–14 октября 2015 года / отв. ред.: Е. Ю. Мягкова. Курск, 2005. С. 79-83.

13. Попадинец Р. В. Подходы к проблеме трактовки принципа метафорического переноса с позиций различных междисциплинарных научных направлений // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2014. № 1. С. 21-26.

14. Попадинец Р. В. Некоторые теоретические и практические проблемы обучения пониманию смысла иноязычного учебного текста при его чтении // Профессиональное лингвообразование: материалы девятой международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 01 июля – 2015 г. Нижний Новгород: Нижегородский институт управления - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", 2015. С. 366-369.

15. Аристотель Сочинения в четырех томах / ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1976. Т.1. 550 с.

16. Хомский Н. Язык и мышление / пер. с англ. Б.Ю. Городецкого. М.: Изд. МГУ, 1972. 123 с.

17. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Национальное образование, 2016. 368 с.

18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.

19. Steinberg D.D. An introduction to psycholinguistics. London; New York: Longman, 1993. 266 p.

20. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение, 1988. 240 с.

21. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку. М.: Просвещение, 1990. 223 с.

22. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. 2-е изд., стер. М.: УРСС, 2004. 569 с.

23. Попадинец, Р. В. Прецедентные имена в сознании носителя русского языка (Экспериментальное исследование): дис. … канд. филол. наук. Курск, 2006. 196 с.

24. Попадинец Р. В. Прецедентные имена в сознании носителя русского языка (Экспериментальное исследование): автореф. дис. … канд. филол. наук. Курск, 2006. 22 с.

25. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М.: РГГУ, 2007. 560 с.

26. Ungerer F. & Schmid H.J. An introduction to cognitive linguistics. London; New York: Longman, 1996. 306 p.

27. Kess J.F. Psycholinguistics: Psychology, linquistics, and the study of natural language. Amsterdam / Philadelphia: John Benjamins Pub. Co., 1992. 360 p.

28. Thomas J. Meaning in interaction: An introduction to pragmatics. London; New York: Longman, 1996. 224 p.

29. Англо-русский словарь по лингвистике и семиотике. Около 9000 терминов. Изд-е 2-е, испр. и доп. / А. Н. Баранов, Д. О. Добровольский, М. Н. Михайлов, П. Б. Паршин, О.И. Романова; под ред. А.Н. Баранова и Д.О. Добровольского. М.: Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, 2003. 640 с.

30. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М.: Издательский цент «Академия», 2001. 320 с.

31. Бел Кауфман. Вверх по лестнице, ведущей вниз / пер. Е. Ивановой и С. Шайкевич. М.: Белая ворона, 2018. 352 с.

32. Bel Kaufman. Up the down staircase. London: Pan Books Ltd. 1973. 350 p.


Рецензия

Для цитирования:


Попадинец Р.В. Роль разных видов знаний в понимании текста при чтении (опыт экспериментального интерпретационного наблюдения). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(4):34-50. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-34-50

For citation:


Popadinets R.V. The role of different types of knowledge in the text comprehension when reading (experience of experimental interpretative observation). Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(4):34-50. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-34-50

Просмотров: 177


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)