Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Реферативные иноязычные упражнения в системе формирования текстовой компетенции будущего спичрайтера

Аннотация

   Статья посвящена проблеме формирования текстовой компетенции будущего спичрайтера, в частности, ее реферативной составляющей. Тема публикации актуализируется пониманием необходимости решения задачи становления у студентов университета филологического направления подготовки умений работы с информацией, приобретение которых представляется особенно актуальным в контексте современного информационного общества.

   Цель статьи: представить комплекс реферативных упражнений, направленных на формирование реферативной составляющей текстовой компетенции будущего спичрайтера в процессе обучения иностранному языку.

   Будущий спичрайтер должен научиться работать с текстами различных видов и типов, он должен овладеть умениями их создавать, обрабатывать и дорабатывать (анализировать, интерпретировать, экспертировать, трансформировать). Дисциплина «Иностранный язык» обладает большим потенциалом в решении данной задачи. На занятиях по иностранному языку текст выступает в качестве предмета, средства и результата обучения. Методологическую базу исследования составил компетентностный подход к профессиональной подготовке будущих бакалавров прикладной филологии, который направлен на формирование у обучающихся компетенций УК-4, ОПК-4, связанных с анализом и интерпретацией текста. В статье описан комплекс упражнений, ориентированных на формирование у студентов умений смыслового восприятия текста и понимания его содержания, навыков изложения первоисточника в сжатом виде. За основу разработки комплекса реферативных упражнений положен алгоритм деятельности спичрайтера в процессе создания текста. Технология формирования реферативной составляющей текстовой компетенции включает несколько этапов по работе с иноязычным текстом: организационный, процессуальный, итоговый. В статье представлен комплекс упражнений на немецком языке, позволяющих выработать умения обработки текста, его анализа, сжатия, создания вторичного текста. В процессе их выполнения происходит формирование текстовой компетенции студентов.

Об авторе

В. Н. Карташова
Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина
Россия

Валентина Николаевна Карташова, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры

кафедра иностранных языков и методики их преподавания

399770

ул. Коммунаров 28/1

Елец

Researcher ID: V-5845-2017



Список литературы

1. Клеменцова Н. Н. Роль текста в системе языкового образования в неязыковом вузе / Н. Н. Клеменцова // Проблемы современного образования. – 2007. – № 6. – С. 114-126.

2. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии / Т. М. Дридзе. – М.: Наука, 1984. – 232 с.

3. Chomsky N. Knowledge of Language. New York Prager, 1986. 132 p.

4. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. – М.: Наука, 1981. – 140 с.

5. Bever T.G. Perception, Thougt and Language. Language comprechension and the acquisitionof knowledge (ed. by J. B. Caroll). 1972.

6. Леонтьев А. А. Языкознание и психология / А. А. Леонтьев. – М.: Наука, 1966. – 80 с.

7. Blakar R. M. Language as a means of social power // Pragmalinguistics; J. Mey ed. The Hague Paris-Monton, 1979. P. 131-169.

8. Assman J. Das kulturelle Gedächtnis. München Beck. 2000. 251 s.

9. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова. – М.: АРКТИ, 2000. – 165 с.

10. Мазунова Л. К. Текст как культурно-языковое пространство и единица обучения иностранному языку / Л. К. Мазунова // Вестник Башкирского университета. – 2001. – № 4. – С. 70–74.

11. Болотнова Н. С. Текстовая компетенция и пути ее формирования в школе / Н. С. Болотнова // Коммуникативно-деятельностные и тексто-ориентированные подходы к преподаванию русского языка : материалы науч.-практ. конф. (12 марта 2001 г.). – Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. – С. 66–76.

12. Голышкина Л. А. Текстовая компетенция как ценностная доминанта современного образования: риторический подход / Л. А. Голышкина // Философия образования. – 2011. – № 1. – С. 129–135.

13. Салосина И. В. Текстовая компетентность: от восприятия к интерпретации / И. В. Салосина // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). – 2007. – Вып. 10 (73). – С. 55–59.

14. Бабаева И. А. Обучение реферированию научно-технического текста / И. А. Бабаева // Вестник ТГПУ. – 2011. – Вып. 1 (103). – С. 53–58.

15. Филиппова А. В. Основы научных исследований / А. В. Филиппова. – Кемерово: Изд-во Кемеровского государственного университета, 2012. – 75 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232346 (дата обращения: 03. 02. 2021).

16. Сурова Л..В. Реферирование как основной элемент самообразования студентов в курсе «Безопасность жизнедеятельности» / Л. В. Сурова // Вестник Казанского государственного энергетического университета. – 2011. – № 1 (8). – С. 135-142. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/referirovanie-kak-osnovnoy-element-samoobrazovaniya-studentov-v-kurse-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti (дата обращения: 03. 02. 2021).

17. Малый академический словарь // Gufo.me – словари и энциклопедии : сайт. – 2019. URL: https://gufo.me/dict/mas/резюме (дата обращения: 03. 02. 2021).


Рецензия

Для цитирования:


Карташова В.Н. Реферативные иноязычные упражнения в системе формирования текстовой компетенции будущего спичрайтера. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(2):134-143.

For citation:


Kartashova V.N. Abstract Foreign Language Exercises in the System of Forming the Textual Competence of the Future Speechwriter. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(2):134-143. (In Russ.)

Просмотров: 113


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)