Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Компетентностная модель профилактики эмоционального выгорания педагогов отдельных образовательных организаций в условиях пандемии COVID-19 (констатирующий этап формирующего эксперимента)

Аннотация

   Масштабы пандемии COVID-19 инициировали вынужденный переход в дистанционный образовательный формат и использование адекватных сложившейся ситуации социально-психологических компетенций в обучении детей, имеющих особые образовательные потребности.

   Возросшие когнитивные, эмоциональные и коммуникативные нагрузки способствовали возникновению эмоционального выгорания педагогов отдельных образовательных организаций, что актуализировало настоящую проблему и определило цель исследования – разработку компетентностной модели его профилактики в условиях пандемии COVID-19.

   В исследовании приняли участие 40 педагогов из ОКОУ «Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» в возрасте от 21 года до 65 лет с длительностью стажа профессиональной деятельности до 43 лет. Для сбора данных использовали наблюдение и беседу, а также стандартизированные методики диагностики эмоционального выгорания педагогов и содержания их социально-психологической компетентности. Обработка результатов осуществлялась с помощью компьютерной программы «Statistica 11.0». Эмпирически доказано наличие корреляционных взаимосвязей социально-психологической компетентности в межличностных отношениях педагогов отдельных образовательных организаций и их эмоционального выгорания, что послужило основанием в разработке компетентностной модели его профилактики. Выявлена ресурсность социально-психологической компетентности педагогов в преодолении эмоционального выгорания: альтруистическая направленность, увлеченность трудом, уверенное поведение, ответственность и организаторские способности, а также способности контролировать собственные эмоции и идентифицировать чужие, вербально их описывать и понимать их причины, предвидеть и предсказать последствия поведения других людей. Определено структурно-процессуальное содержание компетентностной модели профилактики эмоционального выгорания: целевой, организационно-содержательный и оценочно-результативный блоки, этапы реализации и методы профилактики, а также критерии оценивания.

Об авторах

Л. Н. Молчанова
Курский государственный медицинский университет
Россия

Людмила Николаевна Молчанова, доктор психологических наук, профессор

кафедра психологии здоровья и нейропсихологии

305000

ул. К. Маркса д. 3

Курск

Researcher ID: AAF-9625-2019



А. А. Кузнецова
Курский государственный медицинский университет
Россия

Алеся Анатольевна Кузнецова, кандидат психологических наук, доцент, проректор по воспитательной работе, заведующий кафедрой

кафедра психологии здоровья и нейропсихологии

305000

ул. К. Маркса д. 3

Курск

тел.: 8-919-215-50-94

Researcher ID: AAI-5730-2020



Л. Н. Малихова
Курский государственный медицинский университет; Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Россия

Лариса Николаевна Малихова, аспирант, дефектолог, директор

кафедра психологии здоровья и нейропсихологии

305000

ул. К. Маркса д. 3

305035

ул. Чумаковская, д. 9

Курск



Список литературы

1. Ятманов В. А. «Известия» : сайт / В. А. Ятманов. URL: https://iz.ru/1012584/ekaterina-iasakova/stress-karantirovan-spros-na-psikhologovvo-vremia-pandemii-vyros-na-69. (дата обращения 15. 06. 2022).

2. Скворцова заявила о возможном эмоциональном выгорании россиян в изоляции. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5e8cdbf09a7947b38a771e8e. (дата обращения: 01. 06. 2022).

3. Орёл В. Е. Синдром эмоционального выгорания личности / В. Е. Орёл. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – 330 с.

4. Maslach C. Вurnout. The Cost of Caring. Englewood Cliffs; Prentice – Hall; 1982. 177 p.

5. Бабинцева Л. Н. Развитие социально-психологической компетентности как ресурс профилактики «эмоционального выгорания» у педагогов / Л. Н. Бабинцева // Педагогический ИМИДЖ. Раздел «Психологические науки». – 2017. – № 3 (36). – С. 118-125. URL: http://journal.iro38.ru.

6. Константинова С. С. Взаимосвязь профессионального выгорания и коммуникативной компетентности педагогических работников / С. С. Константинова // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований : материалы Международной студенческой научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Х. И. Лейбовича. – Тверь, 2020. – С. 43-48.

7. Джига Н. Д. Профессиональный стресс и эмоциональное выгорание у педагогов в условиях пандемии COVID-19 и дистанционного образования / Н. Д. Джига // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – Т. 9. – № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/38PSMN621.pdf

8. Кабылбекова З. Профессиональное выгорание преподавателей в условиях дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 / З. Кабылбекова, П. Парманкулова // Annali d’Italia. – 2021. – № 21. – С. 27-32.

9. Квитчастый А. В. Особенности социально-психологической компетентности субъектов разного уровня образования : автореф. дис. … канд. психол. наук / А. В. Квитчастый. – М., 2012. – 26 с.

10. Позняков В. П. Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов совместной экономической деятельности / В. Л. Позняков. – М.: Изд-во: Институт психологии РАН, 2018. – 530 с.

11. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.

12. Тест «Социальный интеллект» Гилфорда. URL: https://psytests.org/iq/guilford.html (дата обращения: 20. 12. 2018).

13. Опросник на эмоциональный интеллект: новые психометрические данные. URL: http://creativity.ipras.ru/texts/books/social_IQ_2009/lusin_social_IQ_2009.pdf (дата обращения: 20. 12. 2018).

14. Тест О. Ф. Потемкиной. Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере. URL: https://hr-portal.ru/tool/test-potemkinoy-diagnostikasocialno-psihologicheskih-ustanovok-lichnosti-v-motivacionno (дата обращения: 15. 05. 2021).

15. Опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолл (1994)» (адаптированный Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой (2001)). URL: https://studopedia.ru/11_129688_oprosnik-strategii-preodoleniya-stressovih-situatsiy-Strategic-Approach-to-Coping-Scale-SACS-s-hobfoll-.html (дата обращения: 01. 06. 2020).

16. Защиринская О. В. Динамика адаптации педагогов специальных школ к коммуникативным стрессам социального генеза / О. В. Защиринская, О. А. Парфенова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2022. – № 4. – С. 59–65. doi: 10.24158/spp.2022.4.9.

17. Camelia-Mǎdǎlina Rǎducu† and Elena Stǎnculescu*. COVID-19 Pandemic: Relation-ships With Socio-Contextual Stress—A Latent Profile Analysis. Psychiatry, 25 April 2022. doi: 10.3389/fpsyt.2022.870098.

18. Rebecca J. Collie . COVID-19 and Teachers’ Somatic Burden, Stress, and Emotional Exhaustion: Examining the Role of Principal Leadership and Workplace Buoyancy. Volume: 7. January 18, 2021 Research. doi: 10.1177/2332858420986187.

19. Sánchez-Pujalte, Laura, Diego N. Mateu, Edgardo Etchezahar, and Talía Gómez Yepes. 2021. "Teachers’ Burnout during COVID-19 Pandemic in Spain: Trait Emotional Intelligence and Socioemotional Competencies" Sustainability 13, no. 13: 7259. doi: 10.3390/su13137259.

20. Молчанова Л. Н. Рефлексивно-смысловая регуляция состояния психического выгорания у педагогов специального коррекционного образовательного учреждения и оценивание ее эффективности / Л. Н. Молчанова, А. А. Кузнецова // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 2 (38). С. 212- 228. doi: 10.32744/pse.2019.2.16.

21. Варданян Ю. В. Характеристика модели профилактики эмоционального выгорания современного педагога / Ю. В. Варданян, А. А. Парамонов // Педагогика и психология образования. – 2019. – № 4. – С. 160–171. doi: 10.31862/2500-297X-2019-4-160-171.

22. Monica Pellerone.Self-Perceived Instructional Competence, Self-Efficacy and Burnout during the Covid-19 Pandemic: A Study of a Group of Italian School Teachers. Eur. J. Investig. Health Psychol. Educ. 2021, 11, 496–512. doi: 10.3390/ejihpe11020035.

23. Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики : Вып. 3. Диагностика межличностных отношений: модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири : методическое руководство. – М.: МКЦ ГУ по труду и социальным вопросам Мосгорисполкома, 1990. – 48 с.

24. Marie Weißenfels , Eric Klopp and Franziska Perels. Changes in Teacher Burnout and Self-Efficacy During the COVID-19 Pandemic: Interrelations and e-Learning Variables Related to Change Front. Educ., 05 January 2022. doi: 10.3389/feduc.2021.736992.

25. Водопьянова Н. Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда (на примере специалистов «субъект-субъектных» профессий) : Автореф. дис. … д-ра психол. наук / Н. Е. Водопьянова. – СПб., 2014. – 49 с.


Рецензия

Для цитирования:


Молчанова Л.Н., Кузнецова А.А., Малихова Л.Н. Компетентностная модель профилактики эмоционального выгорания педагогов отдельных образовательных организаций в условиях пандемии COVID-19 (констатирующий этап формирующего эксперимента). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(3):226-241.

For citation:


Molchanova L.N., Kuznetsova A.A., Malikhova L.N. Competence-Based Model for Prevention of Emotional Burnout of Teachers of Individual Educational Institutions in the Context of the COVID-19 Pandemic (Stating Stage of the Formative Experiment). Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(3):226-241. (In Russ.)

Просмотров: 134


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)