Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Адаптивное онлайн-обучение посредством применения проблемного подхода и учёта универсальных компетенций студентов при подготовке иноязычной презентации

Аннотация

   Данная статья посвящена аспектам применения адаптивного обучения студентов лингвистических направлений в рамках применения кейс-метода на занятиях по устной практике английского языка. Вследствие того, что кейс-метод является составляющей проблемного обучения, его использование целесообразно применять в процессе совместной учебно-познавательной деятельности в малых группах. В условиях дистанционного обучения результаты исследования, проведённого в процессе решения проблемных ситуаций в формате case-study, целесообразно представлять в виде мультимедийной презентации. В результате участия студентов в указанной деятельности у них формируется презентационная компетенция, которая оценивается по системе критериев, включающих в себя качество подготовки доклада, оформление презентации, содержательный компонент, уровень владения иностранным языком, а также умение отвечать на вопросы слушателей. В статье описывается эксперимент, целью которого было определение оптимального принципа распределения студентов по малым группам. Для этого все участники эксперимента получили одинаковые задания по решению проблемной ситуации, результаты выполнения которых были представлены в виде онлайн-презентации. В контрольных группах студенты распределялись педагогом по малым группам в произвольном порядке, тогда как в экспериментальных группах объединение в команды происходило на основании психологических тестов, определяющих сформированность мета-качеств, являющихся составными частями универсальных компетенций. По окончании эксперимента все малые группы, участвующие в эксперименте, выступили с финальной презентацией, качество которой сравнивалось с диагностической презентацией, проведённой в начале эксперимента. В экспериментальных группах наблюдалось намного более значительное улучшение качества презентации по всем критериям оценки, что указывает на целесообразность применения адаптивного обучения на занятиях по устной практике английского языка в онлайн-формате.

Об авторах

А. И. Дашкина
Гуманитарный институт Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого
Россия

Александра Игоревна Дашкина, кандидат педагогических наук, доцент

высшая школа инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики

195197

ул. Политехническая, д. 19

Санкт Петербург



А. Ф. Мамлеева
Гуманитарный институт Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого
Россия

Альфия Фяридовна Мамлеева, старший преподаватель

высшая школка инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики

195197

ул. Политехническая, д. 19

Санкт Петербург



Список литературы

1. Попова Г. М. Применение технологии адаптивного обучения к проектированию урока / Г. М. Попова, Е. С. Рябова // Школьные технологии. – 2014. – № 6. – С. 108-118.

2. Границкая А. С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе : кн. для учителя / А. С. Границкая. – М.: Просвещение, 1991. – 175 с.

3. Самофалова М. В. Адаптивное обучение как новая образовательная технология / М. В. Самофалова // Гуманитарные и социальные науки. – 2020. – № 6.

4. Горлова Е. А. Технология дифференцированного обучения как педагогическая проблема / Е. А. Горлова // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2012. – № 1.

5. Кухтина Я. В. Адаптивное обучение студентов вузов в системе электронной образовательной среды / Я. В. Кухтина, А. В. Филипская // Современное педагогическое образование. – 2022. – № 2. – С. 134-137.

6. Yang X., Zhou Zh., Xiao Yu. Research on Students’ Adaptive Learning System Based on Deep Learning Model // Scientific Programming, Volume 2021, Article ID 6593438, 13 pages. doi: 10.1155/2021/6593438 (accessed 24. 01. 2022)

7. Mou Ch., Tian Y., Zhang F., Zhu Ch. Current Situation and Strategy Formulation of College Sports Psychology Teaching Following Adaptive Learning and Deep Learning Under Information Education // Frontiers in psychology. Volume 12 / Article 766621. 2022. doi: 10.3389/fpsyg.2021.766621.

8. Mirata V., Hirt F., Bergamin P. and Westhuizen Ch. Challenges and contexts in establishing adaptive learning in higher education: findings from a Delphi study // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2020. doi: 10.1186/s41239-020-00209-y, 25 pages

9. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480 с.

10. Махмутов М. И. Избранные труды : в 7 т. : Т.1: Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М. И. Махмутов ; сост. Д. М. Шакирова. – Казань: Магариф-Вакыт, 2016. – 423 с.

11. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение / А. В. Брушлинский. – М.: Знание, 1983. – 96 с.

12. Ковалевская Е. В. Генезис и современное состояние проблемного обучения: Общепедагогический анализ применительно к методике преподавания иностранных языков : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Е. В. Ковалевская. – М., 2000.

13. Ситаров В. А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения / В. А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – № 1. – С. 148-157.

14. Скворцов А. В. Роль проблемного обучения в подготовке бакалавров педагогического образования / А. В. Скворцов // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. – 2013. – № 3.

15. Феоктистова О. В. Приёмы речевого воздействия в проблемном монологе / О. В. Феоктистова // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67-1. – С. 242-244.

16. Гончарук Н. П. Интеллектуализация инженерного образования / Н. П. Гончарук. – Казань: РИЦ «Школа», 2008. – 160 с.

17. Лежнина Н. Л. Кейс-метод в обучении / Н. Л. Лежнина // Вестник Марийского государственного университета. – 2009. – № 3. – С. 90-92.


Рецензия

Для цитирования:


Дашкина А.И., Мамлеева А.Ф. Адаптивное онлайн-обучение посредством применения проблемного подхода и учёта универсальных компетенций студентов при подготовке иноязычной презентации. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(3):143-163.

For citation:


Dashkina A.I., Mamleeva A.F. Adaptive Online Learning Through the Application of a Problem-Based Approach and Taking into Account the Universal Competencies of Students in the Preparation of a Foreign Language Presentation. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(3):143-163. (In Russ.)

Просмотров: 105


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)