Развитие эмоционального интеллекта в контексте проблемы формирования личности
Аннотация
Цель исследования. Значение эмоционального интеллекта в контексте формирования личности подтверждается работами российских и зарубежных ученых в последние десятилетия. Развитие эмоционального интеллекта дошкольников, на наш взгляд, является прочной основой формирования его личности, успешной социализации.
Целью нашего исследования является изучение некоторых аспектов эмоционального интеллекта старших дошкольников. В статье исследованы когнитивный и эмоциональный компоненты эмоционального интеллекта. Показана взаимосвязь уровня развития эмоционального интеллекта и некоторых сторон поведения старших дошкольников.
Методы. В работе использовались проективные методы исследования и тестирование. Мы применяли следующие методики: методику «Домики» О. А. Ореховой и методику «Изучение социальных эмоций» Г. А. Урунтаевой.
Результаты. В процессе эмпирического исследования было выявлено, что подавляющее большинство детей, участвовавших в исследовании, имеет недостаточный уровень развития социальных эмоций. Эти дети продемонстрировали ограниченность представлений о социальных эмоциях, что может привести к проблемам в построении отношений с окружающей действительностью, социумом, основные ошибки в дифференциации эмоций были сделаны детьми в блоках межличностного взаимодействия и потенциальной агрессии. В то же время исследование показало, что дети умеют сострадать, сопереживать, стремятся помочь другому, учатся радоваться за друзей. Наиболее дифференцированными были ответы детей в отношении ситуаций со сверстниками. Основные затруднения дошкольников связаны не столько с отсутствием представлений о социальных эмоциях, сколько с их дифференциацией и готовностью проявлять.
Заключение. Таким образом, развитие эмоционального интеллекта детей должно реализовываться одновременно с оптимизацией взаимоотношений старших дошкольников.
Ключевые слова
Об авторах
Т. В. ИвановаРоссия
Татьяна Витальевна Иванова, кандидат психологических наук, доцент
305040
ул. 50 лет Октября, д. 94
Курск
С. В. Ильина
Россия
Светлана Владимировна Ильина, кандидат психологических наук, доцент
305000
ул. Радищева, д. 33
Курск
Список литературы
1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с.
2. Андреева И. Н. Современные представления об эмоциональном интеллекте и его месте в структуре личности / И. Н. Андреева // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. – 2017. – № 2. – С. 104–109.
3. Савенков А. И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей / А. И. Савенков. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 127 с.
4. Карелина И. О. Развитие понимания эмоций в период дошкольного детства: психологический ракурс / И. О. Карелина. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2017. – 178 с.
5. Куракина А. О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников / А. О. Куракина // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11. – С. 546–550.
6. Фаустова И. В. Особенности эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста / И. В. Фаустова // Казанский педагогический журнал. – 2019. – № 4 (135). – С. 66–71.
7. Шапочникова И. В. Результаты диагностики эмоционального интеллекта старших дошкольников / И. В. Шапочникова // Всероссийский педагогический форум : сборник статей Всероссийского педагогического форума. – Петрозаводск, 2020. – С. 101–106.
8. Подымова Л. С. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками / Л. С. Подымова, С. В. Ильина // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 140–143.
9. Карелина И. О. Динамика развития у дошкольников эмоционального интеллекта как способности к пониманию и регуляции эмоций / И. О. Карелина // Социосфера. – 2020. – № 4. – С. 62–74.
Рецензия
Для цитирования:
Иванова Т.В., Ильина С.В. Развитие эмоционального интеллекта в контексте проблемы формирования личности. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(2):170-177.
For citation:
Ivanova T.V., Ilina S.V. Development of Emotional Intelligence in the Context of the Problem of Personality Formation. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(2):170-177. (In Russ.)