Формирование фразеологической осведомленности будущих бакалавров в процессе обучения иностранному языку
Аннотация
Тема публикации актуализируется пониманием необходимости решения задачи профессионально-ориентированного обучения студентов неязыковых направлений университета.
Цель статьи: разработка теоретико-практической основы формирования фразеологической осведомленности в процессе обучения иностранному языку будущего бакалавра направления подготовки 42. 03. 01 Реклама и связи с общественностью.
При разработке технологии методологически оправданными являются профессионально-ориентированный, текстоцентрический и контекстный подходы. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов неязыковых направлений и профилей подготовки предполагает сочетание овладения профессиональным иноязычным вокабуляром с приобретением дополнительных профессиональных знаний. В рамках освоения дисциплины «Иностранный язык» будущие бакалавры обучаются восприятию фразеологизмов посредством профессионально-ориентированного текста, который является источником необходимой лексики, терминологии, может служить предметом анализа. Для анализа текстового материала при обучении фразеологизмам используются методы и приемы: смысловое толкование на иностранном или родном языке, лингвострановедческий комментарий и сопоставительный анализ фразеологизмов немецкого и русского языков. Автором был составлен фразеологический контент, куда вошли профессионально-направленные аутентичные тексты, отобран профессионально-ориентированный глоссарий, разработан ряд заданий и упражнений, цель которых - познакомить студентов – будущих рекламщиков – с особенностями использования фразеологизмов в языке рекламы, ввести в пассивный словарь наиболее частотные фразеологизмы. В процессе выполнения системы заданий происходит формирование фразеологической осведомленности студентов. В статье также описаны основные результаты контрольного эксперимента по работе с фразеологизмами. Контрольные срезы показали динамику роста уровней сформированности фразеологической осведомленности будущего рекламщика в трех компонентах (мотивационном, когнитивном, процессуальном) в экспериментальной группе студентов по сравнению с данными контрольной группы. В заключении представлены выводы о значимости использования фразеологизмов для усиления мотивации обучающихся к изучению иностранного языка и будущей профессии.
Об авторе
В. Н. КарташоваРоссия
Валентина Николаевна Карташова, д-р педагогических наук, профессор
399770
ул. Коммунаров, д. 28/1
Елец
Список литературы
1. Краснощекова Г. А. Языковая подготовка студентов на основе полипарадигмальной методологии и стратегии регионализации / Г. А. Краснощекова // Гуманитарный вестник. – 2015. – Вып. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-podgotovka-studentov-na-osnove-poliparadigmalnoy-metodologii-i-strategii-regionalizatsii?ysclid=lh7kd9ag59653698208
2. Гальперин И. Р. Очерки по стилистике английского языка / И. Р. Гальперин. – М.: Изд-во литературы на иностр. яз., 1958. – 459 с.
3. Сафина Р. А. Лингводидактические принципы формирования фразеологической компетенции / Р. А. Сафина ; под общей ред. К. Р. Галиуллина, Е. А. Горобец, Г. А. Николаева // И. А. Бодуэн де Куртенэ и мировая лингвистика : Международная конференция (V Бодуэновские чтения): труды и материалы. – Казань: Изд-во: Казанский (Приволжский) федеральный университет. – 2015. – С. 258-260.
4. Хомутская Н. И. Методический потенциал фразеологизмов при обучении немецкому языку в средней школе / Н. И. Хомутская // Педагогическое образование и наука. – 2019. – № 2. – С. 101-105.
5. Bergerová H. Zum Lehren und Lernen von Phraseologismen im DaF-Studium. Überlegungen zu Inhalten und Methoden ihrer Vermittlung anhand eines Unterrichtsmodells. In: Linguistik online 47, 2011, 3/11, 107-117. URL: https://www.researchgate.net/publication/354041357_Zum_Lehren_und_Lernen_von_Phraseologismen_im_DaF-Studium_Uberlegungen_zu_Inhalten_und_Methoden_ihrer_Vermittlung_anhand_eines_Unterrichtsmodells
6. Kuzmanovska D., Kirova, S., Daskalovska N., Dimova, V. Developing phraseological competence in foreign language learners // Phraseologie und Fremdsprachenlernen. Zur Problematik einer angemessenen phraseodidaktischen Umsetzung* INTED2018 Proceedings 12<sup>th</sup> International Technology, Education and Development Conference March 5<sup>th</sup>-7<sup>th</sup>, Valencia, Spain Linguistikonline 27, 2018. -2/06 р. 1615-3014 Р. 6687-6691. URL: https://www.researchgate.net/publication/323896164
7. Василевич А. Л. К вопросу о методике обучения фразеологическим единицам английского языка / А. Л. Василевич, Л. К. Попова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2018. – № 3. – С. 108-116.
8. Овчинникова О. И. Профессионально ориентированный подход в обучении иностранному (английскому) языку в свете современных требований к выпускнику среднего профессионального образования / О. И. Овчинникова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № VII. URL: http://e-koncept.ru/2018/186109.htm.
9. Падалка Р. Н. Die Phraseologismen als der Bestandteil der Werbeslogans (auf dem material der deutschen Werbezeitschriften) / Р. Н. Падалка, Е. И. Ратушная // Филология и лингвистика. – 2015. – № 2 (2). – С. 25-28. URL: https://moluch.ru/th/6/archive/17/391/ (дата обращения: 22. 01. 2022).
10. Савогина И. И. Трансформированная фразеологическая единица в креолизованных текстах: прагматический аспект / И. И. Савогина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 7. – С. 162–164.
11. Anisimova E. V. Phraseologismen im Unterricht Deutsch als Fremdsprache, Germanistisches Jahrbuch der GUS „Das Wort”, 2002. pp. 245-256.
12. Хамидова Н. Т. Использование фразеологических оборотов в процессе изучения русского языка как неродного / Н. Т. Хамидова, Н. Р. Мадаминова // Молодой ученый. – 2016. – № 8. – С. 1180-1182. URL https://moluch.ru/archive/112/28504/ (дата обращения: 27. 11. 2019).
13. Бибикова Э. В. Особенности профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе (О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики / Э. В. Бибикова // Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции. – Красноярск, 2016. – № 3. – 173 с.
14. Кучерявая Т. Л. Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей / Т. Л. Кучерявая // Теория и практика образования в современном мире : материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. ~ С. 336-337.
15. Алексеева Л. Е. Методика обучения профессионально-ориентированному иностранному языку / Л. Е. Алексеева // Курс лекций : методическое пособие. – СПб.: Филологический факультет. СПбГУ, 2007. – 136 с.
16. Хохленкова Л. А. Технология профессионального педагогического общения при обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей : дис. … канд. пед. наук / Л. А. Хохленкова. – Тольятти, 2000. – 214 с.
17. Коннова З. И. Развитие профессиональной иноязычной компетенции будущего специалиста при многоуровневом обучении в современном вузе : дис. ... д-ра пед. наук / З. И. Коннова. – Тула, 2003. – 355 с.
18. Образцов П. И. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов / П. И. Образцов, О. Ю. Иванова. – Орел: ОГУ, 2005. – 114 с.
19. ФГОС ВО по направлению подготовки 42. 03. 01 Реклама и связи с общественностью, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08. 06. 2017 г. № 512.
20. Schlüter St. Die Sprache der Werbung: Entwicklungen, Trends u. Beispiele. Saarbrücken: VDM Verl. Dr. Müller, 2007. 67 s.
21. Куликова Е. В. Языковая специфика рекламного дискурса / Е. В. Куликова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2009. – № 6. – С. 276–282.
Рецензия
Для цитирования:
Карташова В.Н. Формирование фразеологической осведомленности будущих бакалавров в процессе обучения иностранному языку. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(2):142-153.
For citation:
Kartashova V.N. Formation of Phraseological Awareness of Future Bachelors in the Process of Teaching a Foreign Language. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(2):142-153. (In Russ.)