Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Целеполагание и аксиология профессионально-ориентированного иноязычного обучения в высшей военной школе

Аннотация

   Актуальность вопроса целеполагания обучения иностранному языку в военных вузах обусловлена необходимостью качественной языковой подготовки военных специалистов в связи с процессами глобализации общества.
   Цель исследования заключается в обосновании целей и аксиологических аспектов профессионально-ориентированного иноязычного обучения и раскрытии лингводидактического потенциала предмета «иностранный язык» в высшей военной школе.
   Задачи работы: сформулировать цели иноязычного обучения; провести анкетирование обучающихся в военных вузах; определить области применения иностранного языка военными специалистами; построить модель целеполагания обучения иностранному языку в военном вузе.
   Методология исследования основана на системно-категориальном подходе. Применены теоретические методы анализа научной литературы, триадической двухуровневой дешифровки и схемы противоречий, а также эмпирические методы анкетирования обучающихся, статистические методы обработки данных.
   Результаты. Рассмотрены три основных области применения иностранного языка: язык для специальных целей, язык для общих целей и язык для индивидуальных целей. Анкетирование обучающихся показало, что в высшей военной школе высоко ценится значение иностранного языка для всестороннего развития личности, развития профессиональных компетенций, а также для совершенствования необходимых в современном мире информационных и коммуникационных навыков. Выделено основное противоречие в мотивации целеполагания изучения иностранного языка между необходимостью изучать язык для равноправной межкультурной коммуникации и владением языком предполагаемого противника.
   Выводы. Аксиологическое обоснование иноязычного обучения в высшей военной школе на основе учета лингводидактического потенциала иностранного языка, а также целевых и ценностно-мотивационных установок обучающихся позволяет задать цели иноязычного обучения согласно актуальным требованиям общества и повысить качество языковой подготовки современного военного специалиста. Благодаря свойствам универсальности и «беспредметности» иностранный язык может выступать основой межпредметной интеграции и развития межкультурной коммуникации.

Об авторе

М. Р. Ванягина
Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии РФ
Россия

Марина Романовна Ванягина, кандидат педагогических наук, доцент, профессор

кафедра иностранных языков

198206

ул. Летчика Пилютова 1

Санкт-Петербург

Researcher ID: ABE-3174-2020



Список литературы

1. Аксиология иноязычного образования : Вып. 2 : В 2-х кн. : Кн. 2. Аксиологические аспекты иноязычной подготовки в вузе / отв. за вып.А. К. Крупченко, А. Н. Кузнецов. – М.: АПКиППРО, 2015. – 264 с.

2. Алмазова Н. И. Организационно-методические аспекты создания профессионально-ориентированных дидактических ресурсов по иностранному языку в техническом вузе / Н. И. Алмазова, Н. В. Попова, Т. Г. Евтушенко // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2020. – Т. 4. – № 1 (13). – С. 1-11.

3. Боуш Г. Д. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях) / Г. Д. Боуш, В. И. Разумов. – М.: Инфра-М, 2020. – 227 с.

4. Букин А. А. Аксиологические аспекты организации непрерывного профессионального образования / А. А. Букин, А. И. Попов, Н. В. Майстренко // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2020. – 10 (2). – С. 150–161.

5. Ванягина М. Р. Общекультурные компетенции успешного специалиста XXI в. / М. Р. Ванягина // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2020. – № 3 (44). – С. 125-130.

6. Вязовова Н. В. Функции преподавателя иностранных языков высшей школы: проблемы и перспективы решения / Н. В. Вязовова, О. Г. Поляков // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы Х Всероссийской научно-практической Internet-конференции (с международным участием). – Тамбов, 2019. – С. 37-40.

7. Крупченко А. К. Аксиологические стратегии иноязычного профессионального педагогического образования / А. К. Крупченко // Преподаватель ХХI век. – 2019. – № 4. – С. 44-54.

8. Новейший философский словарь. URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/fil_dict/19.php (дата обращения: 11. 11. 2020).

9. Рубцова А. В. Аксиологический подход как методологическая основа продуктивного обучения иностранному языку на переходном этапе российского образования / А. В. Рубцова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 83. – С. 179-184.

10. Скобликова Т. В. Социокультурное значение высшего образования в современных условиях / Т. В, Скобликова // Образовательный вестник «Сознание». – 2020. – Т. 22. – № 1. – С. 30-35.

11. Тарнаева Л. П. Предметно-языковая интеграция в системе лингвистического образования: Pro et Contra / Л. П. Тарнаева, Г. А. Баева // Язык и культура. – 2019. – № 45. – С. 280-298.

12. Шарухина Т. Г. Воспитание у курсантов военных институтов войск национальной гвардии гордости за избранную профессию в процессе обучения иностранному языку / Т. Г. Шарухина // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. – 2019. – № 1 (6). – С. 74-79.

13. Draženko Т., Legac V., Blaženka F.-Ž. Axiological Aspects of Foreign Language Teaching // International Journal of Advanced Scientific Research & Development. 2018. 5. P. 13-25.


Рецензия

Для цитирования:


Ванягина М.Р. Целеполагание и аксиология профессионально-ориентированного иноязычного обучения в высшей военной школе. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(1):82-93.

For citation:


Vanyagina M.R. Purposes and Axiology of Vocational-Oriented Foreign Language Education in Higher Military Educational Institutions. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(1):82-93. (In Russ.)

Просмотров: 138


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)