Отношение и уровень выраженности действенной составляющей молодежи к патриотизму и добровольческой деятельности (результаты психолого-педагогического исследования)
Аннотация
В работе с помощью психолого-педагогического анализа рассматриваются такие понятия, как «патриотизм», «патриотическое воспитание», «добровольческая (волонтерская) деятельность», «толерантность» через призму гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Актуальность изучения проблемы заключается в формировании и воспитании гражданско-патриотических характеристик личности молодежи как решения одной из приоритетных задач современного российского государства.
Уровень национальной безопасности страны будет высоким при эффективной реализации роли образовательных учреждений в рамках гражданско-патриотического воспитания. При этом патриотизм подрастающего поколения должен базироваться на духовных и культурных ценностях Родины. Добровольчество при этом выступает как действенный механизм межличностного взаимодействия; как продуктивный способ разрешения злободневных общественных проблем; как эффективный способ сохранения и укрепления фундаментальных общечеловеческих ценностей; как основа для развития таких личностных характеристик, как независимость, лидерство, эмпатия, сопереживание.
Целью данного психологического исследования стало изучение отношения студентов к патриотизму и добровольческой деятельности, готовности действовать (поступать) в рамках данной традиции.
В работе изучаются такие характеристики, как отношение к добровольческой деятельности; личностное отношение к патриотизму и его проявлениям; этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности; общая коммуникативная толерантность. Методологическую основу исследования составили подходы: системный, историко-культурный, аксиологический подход, гуманистически ориентированный. Методами исследования выступили теоретический анализ научных исследований; организационные методы; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, психодиагностические методы. В работе осуществлен библиометрический анализ проблемы, проведено эмпирическое исследование. Благодаря проведенному эксперименту доказано, что у большинства опрошенных студентов присутствуют необходимые знания об основных категориях гражданско-патриотического воспитания (патриотизм, добровольчество, толерантность), сформирован достаточно высокий уровень важности понимания данных понятий, однако на низком уровне находится именно действенная составляющая.
Об авторе
Н. В. ТарасоваРоссия
Надежда Владимировна Тарасова, кандидат педагогических наук, доцент
кафедра коммуникологии и психологии
305040
ул. 50 лет Октября, 94
Курск
Список литературы
1. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/420277810 (дата обращения 08. 01. 2020).
2. ACADEMIA. Вспоминая Александра Солженицына. URL: http://www.tvkultura.ru/ (дата обращения 12. 08. 2015).
3. Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2018 г. № 2950-р «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в РФ до 2025 г.». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72039562/ (дата обращения 08. 04. 2020).
4. Рождественская Р. Л. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории отечественной педагогики (XI–XX вв.) : дис. … канд. пед. наук / Р. Л. Рождественский. – Белгород, 1997. – 208 с.
5. Даль В. И. Толковый словарь русского языка : иллюстрированное издание / В. И. Даль. – М.: ЭКСМО, 2012. – 896 с.
6. Энциклопедический словарь. – СПб: Семеновская Типо-Литография (И. А. Ефрона), 1898. – Т. XXIII. – С. 37.
7. Энциклопедический словарь / издатели Ф. А. Брокгауз (Лейпциг), И. А. Ефрон ; под ред. И. Е. Андриевского. – СПб.: Семеновская Типо-Литография (И. А. Ефрона), 1890. – 13 т. – С. 83.
8. Философский словарь : 7-е изд., перераб. и доп. / под ред. И. Т. Фролова. – М.: Республика, 2001. – 719 с.
9. Большой толковый словарь официальных терминов : более 8000 терминов / сост. Ю. И. Фединский. – М.: Астрель : АСТ: Транзиткнига, 2004. – С. 211.
10. Петросян Ю. С. Родина, отечество, патриотизм / Ю. С. Петросян // Социальное познание и политическая культура. – Тверь: ТвГУ, 1990. – С. 71-81.
11. Абрамов А. В. Становление и развитие современного Российского патриотизма как явления политического сознания : автореф. дис. …канд. полит. наук / А. В. Абрамов. – М., 2001. – 19 с.
12. Колпачева О. Ю. Теория и практика патриотического воспитания в школе дореволюционной России : дис. … д-ра пед. наук / О. Ю. Колпачева. – Пятигорск, 2006. – 348 с.
13. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. – М.: АСТ, 2003. – 512 с.
14. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005. – 720 с.
15. Комплексная безопасность образовательных учреждений в условиях поликультурного общества: экспресс-опросник «Индекс толерантности» / Ф. Ш. Мухаметзянова [и др.] – Казань: Издательство «Данис», 2015. – С. 15-18.
16. Бойко В. В. Коммуникативная толерантность / В. В. Бойко. – СПб.: СПбМАПО, 2015. – 365 с.
17. Тарасова Н. В. Добровольчество – социально-психологический феномен развития российского общества / Н. В. Тарасова // Добровольчество в современном мире: нравственный идеал нашего времени // I Международная студенческая научно-практическая конференция. – Курск, 2016. – С. 182-185.
18. Тарасова Н. В. Из истории патриотического воспитания школьников в России второй половины XIX – начала XX вв. / Н. В. Тарасова // Ученые записки : электронный научный журнал Курского государственного университета. – Курск, 2017. – С. 139–144.
Рецензия
Для цитирования:
Тарасова Н.В. Отношение и уровень выраженности действенной составляющей молодежи к патриотизму и добровольческой деятельности (результаты психолого-педагогического исследования). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(4):214-227.
For citation:
Tarasova N.V. Attitude and Severity of the Effective Component Youth to Patriotism and Volunteerism (Results of Psychological and Pedagogical Research). Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(4):214-227. (In Russ.)