Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Отношение и уровень выраженности действенной составляющей молодежи к патриотизму и добровольческой деятельности (результаты психолого-педагогического исследования)

Аннотация

   В работе с помощью психолого-педагогического анализа рассматриваются такие понятия, как «патриотизм», «патриотическое воспитание», «добровольческая (волонтерская) деятельность», «толерантность» через призму гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

   Актуальность изучения проблемы заключается в формировании и воспитании гражданско-патриотических характеристик личности молодежи как решения одной из приоритетных задач современного российского государства.

   Уровень национальной безопасности страны будет высоким при эффективной реализации роли образовательных учреждений в рамках гражданско-патриотического воспитания. При этом патриотизм подрастающего поколения должен базироваться на духовных и культурных ценностях Родины. Добровольчество при этом выступает как действенный механизм межличностного взаимодействия; как продуктивный способ разрешения злободневных общественных проблем; как эффективный способ сохранения и укрепления фундаментальных общечеловеческих ценностей; как основа для развития таких личностных характеристик, как независимость, лидерство, эмпатия, сопереживание.
   Целью данного психологического исследования стало изучение отношения студентов к патриотизму и добровольческой деятельности, готовности действовать (поступать) в рамках данной традиции.
   В работе изучаются такие характеристики, как отношение к добровольческой деятельности; личностное отношение к патриотизму и его проявлениям; этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности; общая коммуникативная толерантность. Методологическую основу исследования составили подходы: системный, историко-культурный, аксиологический подход, гуманистически ориентированный. Методами исследования выступили теоретический анализ научных исследований; организационные методы; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, психодиагностические методы. В работе осуществлен библиометрический анализ проблемы, проведено эмпирическое исследование. Благодаря проведенному эксперименту доказано, что у большинства опрошенных студентов присутствуют необходимые знания об основных категориях гражданско-патриотического воспитания (патриотизм, добровольчество, толерантность), сформирован достаточно высокий уровень важности понимания данных понятий, однако на низком уровне находится именно действенная составляющая.

Об авторе

Н. В. Тарасова
Юго-Западный государственный университет
Россия

Надежда Владимировна Тарасова, кандидат педагогических наук, доцент

кафедра коммуникологии и психологии

305040

ул. 50 лет Октября, 94

Курск



Список литературы

1. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/420277810 (дата обращения 08. 01. 2020).

2. ACADEMIA. Вспоминая Александра Солженицына. URL: http://www.tvkultura.ru/ (дата обращения 12. 08. 2015).

3. Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2018 г. № 2950-р «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в РФ до 2025 г.». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72039562/ (дата обращения 08. 04. 2020).

4. Рождественская Р. Л. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории отечественной педагогики (XI–XX вв.) : дис. … канд. пед. наук / Р. Л. Рождественский. – Белгород, 1997. – 208 с.

5. Даль В. И. Толковый словарь русского языка : иллюстрированное издание / В. И. Даль. – М.: ЭКСМО, 2012. – 896 с.

6. Энциклопедический словарь. – СПб: Семеновская Типо-Литография (И. А. Ефрона), 1898. – Т. XXIII. – С. 37.

7. Энциклопедический словарь / издатели Ф. А. Брокгауз (Лейпциг), И. А. Ефрон ; под ред. И. Е. Андриевского. – СПб.: Семеновская Типо-Литография (И. А. Ефрона), 1890. – 13 т. – С. 83.

8. Философский словарь : 7-е изд., перераб. и доп. / под ред. И. Т. Фролова. – М.: Республика, 2001. – 719 с.

9. Большой толковый словарь официальных терминов : более 8000 терминов / сост. Ю. И. Фединский. – М.: Астрель : АСТ: Транзиткнига, 2004. – С. 211.

10. Петросян Ю. С. Родина, отечество, патриотизм / Ю. С. Петросян // Социальное познание и политическая культура. – Тверь: ТвГУ, 1990. – С. 71-81.

11. Абрамов А. В. Становление и развитие современного Российского патриотизма как явления политического сознания : автореф. дис. …канд. полит. наук / А. В. Абрамов. – М., 2001. – 19 с.

12. Колпачева О. Ю. Теория и практика патриотического воспитания в школе дореволюционной России : дис. … д-ра пед. наук / О. Ю. Колпачева. – Пятигорск, 2006. – 348 с.

13. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. – М.: АСТ, 2003. – 512 с.

14. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005. – 720 с.

15. Комплексная безопасность образовательных учреждений в условиях поликультурного общества: экспресс-опросник «Индекс толерантности» / Ф. Ш. Мухаметзянова [и др.] – Казань: Издательство «Данис», 2015. – С. 15-18.

16. Бойко В. В. Коммуникативная толерантность / В. В. Бойко. – СПб.: СПбМАПО, 2015. – 365 с.

17. Тарасова Н. В. Добровольчество – социально-психологический феномен развития российского общества / Н. В. Тарасова // Добровольчество в современном мире: нравственный идеал нашего времени // I Международная студенческая научно-практическая конференция. – Курск, 2016. – С. 182-185.

18. Тарасова Н. В. Из истории патриотического воспитания школьников в России второй половины XIX – начала XX вв. / Н. В. Тарасова // Ученые записки : электронный научный журнал Курского государственного университета. – Курск, 2017. – С. 139–144.


Рецензия

Для цитирования:


Тарасова Н.В. Отношение и уровень выраженности действенной составляющей молодежи к патриотизму и добровольческой деятельности (результаты психолого-педагогического исследования). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(4):214-227.

For citation:


Tarasova N.V. Attitude and Severity of the Effective Component Youth to Patriotism and Volunteerism (Results of Psychological and Pedagogical Research). Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(4):214-227. (In Russ.)

Просмотров: 98


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)