Социально-психологическая компетентность как фактор возникновения и преодоления психического выгорания матерей, работающих и воспитывающих детей с нарушениями слуха
Аннотация
Родители детей с нарушениями слуха сталкиваются с проблемами их эмоционального, интеллектуального и морально-личностного развития, формирования адаптивных навыков межличностного взаимодействия, что нередко приводит к психическому выгоранию и определяет требования к содержанию социально-психологической компетентности как фактора его преодоления.
Цель исследования – выявление взаимосвязей социально-психологической компетентности и психического выгорания матерей, работающих и воспитывающих детей с нарушениями слуха.
В нем приняли участие 94 матери детей с нарушениями слуха I и II степени, обучающихся в ОКОУ «Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» (54 матери в возрасте от 29 до 63 лет) и ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23» (40 матерей в возрасте от 24 до 65 лет). Для сбора данных использовали наблюдение и беседу, а также стандартизированные психодиагностические методики исследования родительского выгорания и содержания социально-психологической компетентности. Обработка результатов осуществлялась с помощью программного обеспечения «Statistica 11.0». Эмпирически доказано, что самостоятельность выбора способа действия, стремление сохранить здоровье и безопасность детей является фактором возникновения эмоционального истощения матерей. Фактором редукции личных достижений выступает откладывание решения возникшей проблемы, стремление к новизне и глубоким переживаниям. Преодоление эмоционального истощения матерей возможно за счет способности управлять своими и чужими эмоциями, контролировать их положительные и отрицательные проявления, терпимости, самодисциплины, стремления уйти от конфликтной ситуации; повышение родительской компетентности – за счет достаточно развитых способностей управлять эмоциями, находить общие существенные признаки в различных невербальных реакциях детей, а также активности и последовательности в отстаивании своих интересов и уважения интересов окружающих.
Об авторах
Л. Н. МолчановаРоссия
Людмила Николаевна Молчанова, доктор психологических наук, профессор
кафедра психологии здоровья и нейропсихологии
305000
ул. К. Маркса 3
Курск
Researcher ID: AAF-9625-2019
А. В. Стулова
Россия
Анна Васильевна Стулова, аспирант
кафедра психологии здоровья и нейропсихологии
305000
ул. К. Маркса 3
305035
ул. Чумаковская 9
Курск
Список литературы
1. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https://rg.ru/2014/08/29/semya-site-dok.html (дата обращения: 20. 08. 2021.
2. Генс А. С. Конфликтная компетентность и удовлетворение жизнью как фактор возникновения синдрома эмоционального выгорания / А. С. Генс // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал : сборник Материалов VI-й Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 101-107.
3. Константинова С. С. Взаимосвязь профессионального выгорания и коммуникативной компетентности педагогических работников / С. С. Константинова // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований : сборник материалов Международной студенческой научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Х. И. Лейбовича. – Тверь, 2020. – С. 43-48.
4. Молчанова Л.Н. Социально-психологическая компетентность матерей, воспитывающих детей с нарушениями слуха и подверженных психическому выгоранию, как личностный ресурс его преодоления / Л. Н. Молчанова, А. В. Стулова // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 1 (43). – С. 344-353.
5. Базалева Л. А. Личностные факторы эмоционального «выгорания» матерей в отношениях с детьми : дис. ... канд. психол. наук / Л. А. Базалева. – Краснодар, 2010. – 202 с.
6. Ефимова И. Н. Возможности исследования родительского «выгорания» / И. Н. Ефимова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2013. – № 4. – С. 31-40.
7. Molchanova L. N., Chekanova A. V. Development of parental competence through psychological and pedagogical support for families in the upbringing of hearing-impaired children // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. Vol. 11, no. 4. Pp. 223-238.
8. Квитчастый А. В. Особенности социально-психологической компетентности субъектов разного уровня образования . Автореф. дис. … канд. психол. наук / А. В. Квитчастый. – М., 2012. – 26 с.
9. Селина В. В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении : дис. … канд. пед. наук / В. В. Селина. – М., 2009. – 188 с.
10. Сергеева Б. В. Формирование родительской компетентности в условиях начальной школы / Б. В. Сергеева // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – № 1/1. – С.184-188.
11. Douglas M. Teti, Candelaria M.A. (Parenting Competence. Handbook of parenting. In Marc H. Bornstein (Eds.). Lawrence Erlbaum Associates, 2002. Р. 149-180.
12. Мизина Н. Н. Родительская компетентность: психологический аспект проблемы / Н. Н. Мизина // Эйдос: Интернет-журнал. – 2010. – № 9. – С. 25.
13. Glăveanu S. M. The Parental Competence of Single-parent Families from Vulnerable Groups // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 187, no. 13. Pp. 201-205.
14. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В. Н. Карандашев. – СПб.: Речь, 2004. 70 с.
15. Опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолл (1994)» (адаптированный Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой (2001). URL: https://studopedia.ru/11_129688_oprosnik-strategii-preodoleniya-stressovih-situatsiy-Strategic-Approach-to-Coping-Scale-SACS-s-hobfoll-.html (дата обращения: 01. 06. 2019).
16. Опросник на эмоциональный интеллект: новые психометрические данные. URL: http://creativity.ipras.ru/texts/books/social_IQ_2009/lusin_social_IQ_2009.pdf (дата обращения: 01. 04. 2021).
17. Тест «Социальный интеллект» Гилфорда. URL: http://psytests.org/iq/guilford/guilford4.html?single (дата обращения: 20. 12. 2018).
18. Lin G. -X., Szczygieł D., Hansotte L., Roskam I., & Mikolajczak, M. (2020). Aiming to be perfect parents increases the risk of parental burnout, but emotional competence mitigates it. PsyArXiv. https://psyarxiv.com/xn7qz.
19. Bayot M., Roskam I., Gallée L., & Mikolajczak, M. When emotional intelligence back-fires: Interactions between intra- and interpersonal emotional competencies in the case of parental burnout. Journal of Individual Differences. 2021. No. 42 (1). Pp. 1–8. doi: 10.1027/1614-0001/a000324.
Рецензия
Для цитирования:
Молчанова Л.Н., Стулова А.В. Социально-психологическая компетентность как фактор возникновения и преодоления психического выгорания матерей, работающих и воспитывающих детей с нарушениями слуха. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(4):189-201.
For citation:
Molchanova L.N., Stulova A.V. Social and Psychological Competence as a Factor of the Occurrence and Overcoming of Mental Burn out of Mothers Working and Raising Children With Hearing Impaired. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(4):189-201. (In Russ.)