Использование видеоматериалов в процессе иноязычной подготовки курсантов военного вуза
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью постоянного совершенствования методики обучения иностранному языку, поиском оптимальных и эффективных методов и средств обучения иностранному языку в военном вузе, способных обеспечить необходимый уровень мотивации и познавательного интереса, формирование компетенций, предусмотренных программой обучения, а также навыков критического мышления.
Целями исследования являются рассмотрение зарубежного и отечественного опыта использования видео в процессе иноязычной подготовки, определение преимуществ и недостатков работы с видеоматериалом, а также аспектов, которые необходимо учитывать при отборе видеофрагментов.
Методология исследования базируется на коммуникативном и компетентностном подходах, в соответствии с которыми результатом образования выступает сформированность коммуникативной компетенции обучающихся, а также компетенций, предусмотренных программой обучения курсантов военной образовательной организации высшего образования. Материалом исследования послужили теоретические и практические работы, посвященные использованию видео в процессе иноязычной подготовки, а также личный опыт реализации иноязычной подготовки курсантов с использованием видео. Работа с видеоматериалом в процессе иноязычной подготовки позволяет обеспечить необходимый уровень мотивации и интереса курсантов, создать визуальную наглядность при изучении профессиональной лексики по изучаемым темам, продемонстрировать особенности изучаемого языка и культуры страны, развивать навыки аудирования, письма и говорения, навык критического мышления, что в свою очередь позволяет оптимизировать процесс иноязычной подготовки курсантов. Так как одной из наиболее важных задач в процессе иноязычной подготовки является формирование коммуникативной компетенции, которая способна обеспечить свободное владение иностранным языком в рамках профессиональной сферы деятельности, использование видеоматериала служит основой для развития навыков аудирования, а также составляет базу для последующего развития навыков говорения и письма. Учитывая ограничения в использовании сети интернет в военном вузе, видеоматериал позволяет создать языковую среду на практических занятиях, повысить уровень владения лексическим материалом по профессиональной тематике, интенсифицировать учебный процесс, что создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции курсантов.
Об авторе
М. Ю. КоролеваРоссия
Мария Юрьевна Королева, старший преподаватель
кафедра иностранных языков
299028
ул. Дыбенко, д. 1а
Севастополь
Список литературы
1. Бакленева С. А. Профессиональное становление будущих военных специалистов на основе иноязычных видеоматериалов / С. А. Бакленева, Т. В. Ларина // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-4. – C. 822-825.
2. Ротарь А. В. Использование видеоматериалов для формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов направления подготовки "Юриспруденция" (бакалавриат и магистратура) / А. В. Ротарь, М. А. Першина // Вестник Межрегионального открытого социального института. – 2017. – № 1 (5). – С. 26-30.
3. Писаренко В. И. Методика использования видеоматериалов в обучении второму иностранному языку: на материале французского языка в неязыковом вузе : автореф. дис. … канд. пед. наук. 13. 00. 02. / В. И. Писаренко. – Таганрог, 2002. – 23 с.
4. Bajramia L., Ismailia M. The role of video materials in EFL classrooms // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2016. № 232. P. 502-506.
5. Barnes B. The power of classroom TV: A marketing and advocacy document for the use of classroom television professionals. URL: http://www.scetv.org/ (дата обращения: 26. 07 .2021)
6. Barron L. Enhancing learning in at-risk students: Applications of video technology. URL: https://catalogue.nla.gov.au/Record/5517183 (дата обращения: 26. 07. 2021).
7. Cruse E. Using video in the classroom: theory, research and practice. URL: https://www.safarimontage.com/pdfs/training/usingeducationalvideointheclassroom.pdf (дата обращения: 26. 07. 2021).
8. Denning D. Video in theory and practice: Issues for classroom use and teacher video evaluation. URL: https://www.academia.edu/4666293/Video_in_Theory_and_Practice_Issues_for_Classroom_Use_and_Teacher_Video_Evaluation (дата обращения: 26. 07. 2021).
9. Goldstein B., Driver P. Language learning with digital video. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. 218 p.
10. Fisch S. M. The impact of Cyberchase on children’s mathematical problem solving: Cyberchase Season 2 executive summary. URL: https://www.informalscience.org/sites/default/files/report_257.PDF (дата обращения: 26. 07. 2021).
11. John D. Reinforced language tasks using video // Modern English teacher. Volume 19. Number 2. April 2010. P. 25-28.
12. Jurkovic V., Mertelj D. Pedagogical uses of authentic video in ESP classrooms for developing language skills and enriching vocabulary. URL: https://www.researchgate.net/publication/284655115_Pedagogical_uses_of_authentic_video_in_ESP_classrooms_for_developing_language_skills_and_enriching_vocabulary (дата обращения: 26. 07. 2021).
13. Kazimianec J., Jatautaitė D. Second/foreign language teaching at the military academy of Lithuania. URL: https://vb.lka.lt/object/elaba:47326074/index.html (дата обращения: 26. 07. 2021)
14. Rhodes N., Pufahl I. 2003. Teaching foreign languages to children through video/ Centre for applied linguistics. URL: https://ez.cal.org/cal_user/content/download/1572/16763/file/TeachingForeignLanguagestoChildrenThroughVideo.pdf (дата обращения: 26. 07. 2021)
15. Rockman et al. Evaluation of Bill Nye the Science Guy television series and outreach: Executive summary. URL: https://www.informalscience.org/sites/default/files/BN96.pdf (дата обращения: 26. 07. 2021)
16. Corporation for Public Broadcasting. (2004). Television goes to school: The impact of video on student learning in formal education. URL: http://www.cpb.org/stations/reports/tvgoestoschool/ (дата обращения: 26. 07. 2021).
17. Бенедиктов Б.А. О применении диафильмов при обучении иностранным языкам / Б. А. Бенедиктов // Применение технических средств программированного обучения в средней и высшей школе. – М., АПН РСФСР, 1963. –Т. II. – С. 308-309.
18. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / Г. Гарднер. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 512 с.
19. Radosavlevikj N., Hajrullai, H. Using Video Presentations in ESP Classes (A Study Conducted at the Language Centre-Skopje, SEEU). URL: https://www.researchgate.net/publication/335064646_Using_Video_Presentations_in_ESP_Classes_A_Study_Conducted_at_the_Language_Centre-Skopje_SEEU (дата обращения: 26. 07. 2021).
Рецензия
Для цитирования:
Королева М.Ю. Использование видеоматериалов в процессе иноязычной подготовки курсантов военного вуза. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(4):177-188.
For citation:
Koroleva M.Yu. Using Video Materials in the Process of Foreign Language Training of Naval Cadets of Military Higher Educational Institutions. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(4):177-188. (In Russ.)