Интегративная модель межэтнического взаимодействия в академической среде международно ориентированного вуза
Аннотация
Популярность программ высшего профессионального образования на русском языке актуализировала интерес исследователей к вопросам межэтнического взаимодействия и адаптации иностранных студентов к образовательной среде международно ориентированных российский вузов.
Цель исследования – разработка теоретической интегративной модели межэтнического взаимодействия в образовательной среде международно ориентированного вуза. Интегрирующим фактором модели определен русский язык, который является средством межэтнического общения и получения высшего профессионального образования представителей различных этносов.
Методы исследования определены в соответствии с поставленными целями и обусловлены его междисциплинарным характером. Материалом для статьи явилось многоаспектное экспериментальное исследование на обширной студенческой аудитории (более 600 респондентов) на основе разработанной междисциплинарной диагностической базы с целью выявления факторов, влияющих на эффективность межэтнического взаимодействия в образовательной среде российского международно ориентированного вуза. Результаты исследования представляют целостную педагогическую интегративную модель межэтнического взаимодействия в академической среде международно ориентированного вуза, реализация которой позволит гармонично развивать образовательные потребности инофонов. Определены компоненты интегративной модели межэтнического взаимодействия для образовательной среды международно ориентированного вуза, описан содержательный компонент данной модели. Обосновано, что эффективное межэтническое взаимодействие в процессе освоения программ высшего профессионального образования является важным условием реализации образовательных потенциалов представителей различных этносов и основано на сбалансированном развитии коммуникативной, социокультурной и межкультурной компетенций на русском языке и накоплении этнокультурных знаний, умений и навыков. По результатам исследования авторы сделали вывод о том, что проецирование модели на организационную и содержательную стороны образовательной деятельности учебных заведений позволит гармонизировать взаимодействие представителей различных этносов в академической среде, создавать необходимые педагогические и организационно-методические условия для повышения эффективности освоения иностранными учащимися программ высшего профессионального образования.
Об авторах
Н. В. ПоморцеваРоссия
Наталья Владимировна Поморцева, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой
Институт русского языка
кафедра русского языка № 3
117198
ул. Миклухо-Маклая 6
Москва
Researcher ID: 5680919410
М. Н. Куновски
Россия
Марина Николаевна Куновски, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой
Институт русского языка
кафедра русского языка № 2
117198
ул. Миклухо-Маклая 6
Москва
Researcher ID: 57193956779
М. А. Брагина
Россия
Марина Александровна Брагина, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой
Институт русского языка
кафедра русского языка № 1
117198
ул. Миклухо-Маклая 6
Москва
Researcher ID: AAV-6133-2021
Список литературы
1. Попкова Е. Б. Инкультурация иностранных студентов в российском вузе: институциональные условия и основные этапы (на примере ЮРГТУ (НПИ)) : автореф. дис. … канд. социол. наук: 22. 00. 06. / Е. Б. Попкова. – Майкоп, 2013.
2. Мнацаканян И. А. Адаптация учащихся в новых социокультурных условиях: дис. … канд. психол. наук: 19. 00. 05, 19. 00. 07. / И. А. Мнацаканян. – Ярославль, 2004.
3. Симбара А. Г. Особенности стрессовых реакций африканских студентов в начальный период обучения в вузе / А. Г. Симбара // Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». – 2014. – № 1. – С. 101-106.
4. Арсеньев Д. Г. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов / Д. Г. Арсеньев, А. В. Зинковский, М. А. Иванова. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003.
5. Глебов В. В. Процессы академической адаптации иностранных студентов к процессу вузовского образования в России / В. В. Глебов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». – 2012. – № 5. – С. 8-10.
6. Mehdizadeh N., Scott G. Adjustment problems of Iranian international students in Scotland // International Education Journal. 2005. No 6 (4). P. 484–493.
7. Сухарев А. В. Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации человека : дис. … д-ра психол. наук : 19. 00. 01. / А. В. Сухарев. – М., 1998.
8. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности / Г. У. Солдатова. – М.: Смысл, 1998.
9. Riddell P. G. Analyzing student needs in designing specific-purposes language syllabuses // Language Learning Journal, 1991, 3 : 1, P. 73-77. DOI: 10.1080/09571739185200261.
10. Erickson F., Rittenberg W., Topic control and person control: A thorny problem for foreign physicians in interaction with American patients // Discourse Processes, 1987, 10 : 4, P. 401-415. DOI: 10.1080/01638538709544685.
11. Азимов Э. Г. Использование МООК (массовых открытых онлайн-курсов) в обучении русскому языку как иностранному (достижения и перспективы) / Э. Г. Азимов // Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность. – 2014. – № 4. – С. 124-129.
12. Куновски М. Н. Русский язык с нуля, массовый открытый онлайн-курс / М. Н. Куновски, Г. Н. Майерс, А. Даваризадех. URL: https://dpo.rudn.ru/news/unikalnaya-kollektsiya-znaniy-ot-rudn-university/ (дата обращения: 01. 08. 2021).
13. Поморцева Н. В. «Говорим со всем миром по-русски (Интенсивный курс русского языка в РУДН)», массовый открытый онлайн-курс. / Н. В. Поморцева, Е. Ю. Лаврова. URL: https://iversity.org/en/courses/we-speak-with-the-whole-world-in-russian. (дата обращения: 01.08.2021).
14. Сафонова В.В. Интернет-ориентированная методика обучения межкультурному общению на иностранных языках: проблемы и перспективы развития / В. В. Сафонова // Вестник Московского университета. Серия 19: лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2015. – № 2. – С. 104-113.
Рецензия
Для цитирования:
Поморцева Н.В., Куновски М.Н., Брагина М.А. Интегративная модель межэтнического взаимодействия в академической среде международно ориентированного вуза. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(4):153-162.
For citation:
Pomortseva N.V., Kunovski M.N., Bragina M.A. An Integrative Model of Interethnic Interaction in the Academic Environment of an Internationally Oriented University. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(4):153-162. (In Russ.)