Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Количественный контент-анализ в лингвистических исследованиях (на примере программы Atlas.ti)

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-3-8-23

Аннотация

Цель исследования заключается в оценке эффективности применения программы Atlas.ti для проведения количественного варианта контент-анализа.
Процедура и методы. В работе анализируется спектр возможностей программы Atlas.ti для проведения количественного контент-анализа, а также приводится алгоритм действий на примере анализа частотности артиклей в тексте на испанском языке “Mensaje del presidente de México, Andrés Manuel López Obrador, con Motivo del Debate General del 75 periodo de sesiones de la Asamblea General de la ONU” (Послание президента Мексики Андреса Мануэля Лопеса Обрадора в общих прениях на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН).
Результаты. В результате проведенного исследования получены количественные результаты о наличии артиклей в тексте (в числовом и процентном выражении) при применении программы, позиционирующейся как инструментарий для проведения, прежде всего, качественного контент-анализа.
Заключение. В результате проведенного исследования сделан вывод, что проведение количественного контент-анализа в лингвистических исследованиях с помощью специальных программ на примере Alas.ti для автоматической количественной обработки данных и получения систематизированных результатов для экономии времени, и затраченных усилий целесообразно и эффективно.
Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии и уточнении функциональных возможностей программы Atlas.ti для выполнения вычислительной части лингвистических исследований.
Практическая значимость состоит в возможности использования результатов и представленных примеров для практически направленных исследований в области лингвистики, а также при составлении различных словарей, в том числе частотных словарей, и грамматических пособий на базе испанского языка.

Об авторе

О. А. Гнатюк
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
Россия

Гнатюк Ольга Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Ленинградский пр-т, д. 64, г. Москва 125319

AuthorID: 4794-2340



Список литературы

1. Зборовицкая Н.Н. Методика проведения контент-анализа произведений кинематографа с помощью компьютерной программы ATLAS.ti 8 // Этнические процессы Арктики, Севера и Сибири. 2020. Т. 1, № 3. С. 29-41. https://doi.org/37993/2713-1815-2020-1-3-29-41. EDN KGZDUQ.

2. Коренева-Антонова О.Б., Лудевиг А. Практика применения программы дискурсивного анализа Atlas.ti: вариация немецкого этнолекта и его влияние на технику перевода мигрантской литературы // Речевые технологии. 2022. № 1. С. 60–82. https://doi.org/10.58633/2305-8129_2022_1_60. EDN AUZRVT.

3. Тивьяева И.В., Никитина Т.Д. Языковое моделирование памяти города: данные контент-анализа мемориальных табличек Москвы и Лондона // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2022. № 1(53). С. 28–41.

4. Хмельницкая К.Ю. Опыт применения метода контент-анализа для исследования отраслевых текстов (на языковом материале отрасли "логистика") // Лингвистика и образование. 2021. Т.1, № 2. С. 80–90. https://doi.org/10.17021/2021.1.2.80.90

5. Diaz Conde Ja.E. Sistematización de experiencias: procesamiento y análisis cualitativo de los procesos pedagógicos investigativos con ATLAS.ti // Revista Internacional ReNoSCol. 2023. P. 70-81. https://doi.org/10.51896/renoscol/ymwp2783. EDN OQAFNM. URL: https:// www.eumed.net (дата обращения: 12.11.24).

6. Mastrobattista L., Muñoz Rico M., Cordón García J.A. Optimising textual analysis in higher education studies through computer assisted qualitative data analysis (CAQDAS) with ATLAS.ti // Journal of Technology and Science Education. 2024. Vol. 14, no. 2. P. 622. https://doi.org/10.3926/jotse.2516. EDN QFIVOH. URL: https://www.jotse.org (дата обращения: 12.11.24).

7. Menéndez De La Cuesta González, A. Modelo de análisis cualitativo con ATLAS.ti para novelas postdigitales: Reina y Game Boy // Revista de Humanidades Digitales. 2021. Vol. 6. P. 189-204. https://doi.org/10.5944/rhd.vol.6.2021.30879. EDN SFTJBV. URL: https:// www.revistas.uned.es (дата обращения: 12.11.24).

8. Rodriguez R.El ATLAS TI, una alternativa para teorizar en la sociedad líquida // Ciencia Ergo Sum. 2024. Vol. 31. https://doi.org/10.30878/ces.v31n0a44. EDN USVOCX. URL: https://www.cienciaergosum.uaemex.mx (дата обращения: 12.11.24).

9. Sánchez Vizcaíno M.C. ATLAS.ti para investigar a partir del texto multimodal. La enseñanza de segundas lenguas desde la perspectiva de la musicología y la sociología cultural // TEISEL. Tecnologías para la investigación en segundas lenguas. 2023. Vol. 2. https://doi.org/10.1344/teisel.v2.42158. EDN EMHUSB.

10. Sharma U.N. Basic Stages of Analyzing Qualitative Documents Using ATLAS.ti // Access: An International Journal of Nepal Library Association. 2024. Vol. 3. P. 112-132. https://doi.org/10.3126/access.v3i1.69427. EDN CTDBMO. URL: https://www.nepjol.info (дата обращения: 12.12.24).

11. Smit B., Scherman V. Computer-Assisted Qualitative Data Analysis Software for Scoping Reviews: A Case of ATLAS.ti // International Journal of Qualitative Methods. 2021. Vol. 20. P. 160940692110191. https://doi.org/10.1177/16094069211019140. EDN OLRQLC. URL: https://www.journals.sagepub.com (дата обращения: 12.11.24).

12. Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса: [пер. с нем.]. Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2017. 356 с.

13. Олейник А.Н. Контент-анализ больших качественных данных // International Journal of Open Information Technologies. 2019. Т.7, № 10. С. 36–49. URL: https://www.cyberlenin-ka.ru/article/n/kontent-analiz-bolshih-kachestvennyh-dannyh (дата об- ращения: 12.11.24).

14. Ньюман Л. Неопросные методы исследования // Социологические исследования. 1998. № 6. С. 119–129.

15. Krippendorff K. Content Analysis: An Introduction to its Methodolog. 3rd ed. California: SAGE Publications Inc.; 2013. 441 p.

16. Nueman W.L. Social research methods: Qualitative and Quantitative approaches. Seventh ed. Pearson Education Limited, 2014. 594 p.

17. Neuendorf K.A. The Content Analysis Guidebook. Cleveland State University. California, Sage Publications Inc.; 2002. 301 p.

18. Kuckartz U., Rädiker S. Qualitative Content Analysis. Methods, Practice and Software. California, SAGE Publications Ltd.; 2023. 257 p.

19. Preiser R. Qualitative Content Analysis / The Routledge Handbook of Research Methods for Social-Ecological Systems / R. Preiser, M. Mancilla García, Hill LL, Klein L. EBSCO Publishing: eBook Collection; 2022. P. 270–281. URL: https://www.academia.edu/74825759/ (дата обращения: 12.11.24).

20. Гнатюк О.А. Дискурсивные практики, возникающие при русско-испанском языковом контакте // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2021. № 6. С. 29-37. https://doi.org/10.18384/2310-712X-2021-6-29-37. EDN WNESFU.


Рецензия

Для цитирования:


Гнатюк О.А. Количественный контент-анализ в лингвистических исследованиях (на примере программы Atlas.ti). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2025;15(3):8-23. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-3-8-23

For citation:


Gnatyuk O.A. Quantitative Content-Analysis in Linguistic Researches (on the example of ATLAS.ti program). Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2025;15(3):8-23. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-3-8-23

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)