Функции употребления прецедентных феноменов в заголовках текстов СМИ и их основные источники (по материалам англоязычного журнала The Economist)
Аннотация
В статье обсуждаются функции употребления прецедентных феноменов в заголовках текстов СМИ и их источники. Материалом для анализа послужили прецедентные феномены, встретившиеся нам в англоязычном периодическом издании журнала The Economist. Осмысление и понимание прецедентных феноменов в текстах СМИ вынуждает реципиента информации обращаться к культурным экстралингвистическим знаниям. Данное обращение к культурным знаниям реализуется у получателей информации посредством ментального оперирования разными текстовыми фрагментами в разнообразной форме. Прецедентные феномены являются необходимыми составляющими коммуникации. С помощью них хранится и транслируется культурно значимая информация. Участник коммуникации, владеющий совокупностью прецедентных феноменов, выступает в качестве представителя определенной культуры. Данные феномены отражают духовную жизнь индивидуума в определенную историческую эпоху. Анализ прецедентных феноменов в заголовках текстов СМИ достаточно актуален ввиду того, что оперирование совокупностью прецедентных феноменов свидетельствует о принадлежности к конкретной эпохе и культуре. Прецедентные феномены составляют важный компонент фоновых знаний представителей определённого лингвокультурного сообщества. Соответственно, обладание данными феноменами языковой личностью говорит о ее достаточной культурной грамотности.
Актуальность рассмотрения данной проблематики повышается и связано это с увеличившимся количеством экономических, политических, культурных взаимодействий с англоязычными странами.
Также обсуждение прецедентных феноменов крайне важно в процессе подготовки специалистов по межкультурной коммуникации.
Целями данной статьи являются изучение и анализ функций и основных источников прецедентных феноменов в заголовках текстов британского журнала The Economist.
Цель настоящего исследования предполагает решение следующих задач: 1) дать общую характеристику прецедентных феноменах; 2) определить источники прецедентных феноменов в контексте нашего анализа заголовков текстов в СМИ; 3) охарактеризовать функции заголовков текстов СМИ.
В процессе анализа исследуемого материала применялись следующие методы: лингвокультурологический анализ с элементами компонентного и контекстуального анализа, а также метод свободной интерпретации фактического материала.
Ключевые слова
Об авторе
Р. В. ПопадинецРоссия
Роман Васильевич Попадинец, кандидат филологических наук, доцент
305040
ул. 50 лет Октября, 94
Курск
Список литературы
1. Володина Н. М. Язык средств массовой коммуникации / Н. М. Володина. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2008. – 760 с.
2. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. – М.: Наука, 1987. – 261 с.
3. Попадинец Р. В. Прецедентные имена как продукты метафорического словотворчества мыслящего субъекта / Р. В. Попадинец // Актуальные проблемы современного иноязычного образования : материалы Междунар. конференции : в 3 ч. : Ч. 1. – Курск, 2005. – С. 166–168.
4. Попадинец Р. В. Метафора и проблема понимания текста / Р. В. Попадинец // Актуальные проблемы языковедения : межвузовский сборник научных трудов. – Курск, 2005. – С. 79–83.
5. Попадинец Р. В. Прецедентное имя в сознании носителя русского языка: опыт психолингвистического исследования : монография / Р. В. Попадинец. – Курск, 2010. – 127 с.
6. Попадинец Р. В. Образование новых метафор как основание динамики прецедентной базы культуры / Р. В. Попадинец // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2013. – № 3. – С. 71–79.
7. Слышкин Г. Г. Кино-текст (опыт лингвокультурологического анализа) / Г. Г. Слышкин, М. А. Ефремова. – М.: Водолей Publishers, 2004. – 153 с.
8. Лазарева Э. А. Заголовок в газете / Э. А. Лазарева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1989. – 96 с.
9. Бессонов А. П. Газетный заголовок / А. П. Бессонов. – Л.: Наука, 1958. – 62 с.
10. Анненкова А. В. Специфика проксонимических признаков в текстах имиджевой рекламы (на материалах рекламы региональных вузов) / А. В. Анненкова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2015. – № 2 (15). – С. 16–21.
11. Анненкова А. В. Особенности восприятия образной составляющей имиджевой рекламы (некоторые результаты ассоциативного эксперимента) / А. В. Анненкова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2017. – Т. 7. – № 3 (24). – С. 58-66.
12. Анненкова А. В. К вопросу о восприятии образной составляющей поликодового текста имиджевой рекламы: гендерный фактор (экспериментальное исследование) / А. В. Анненкова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2019. – Т. 9. – № 2 (31). – С. 21–32.
13. Попадинец Р. В. К проблеме понимания прецедентных феноменов в газетном тексте / Р. В. Попадинец ; редкол.: Е. Г. Баянкина [отв. ред.], Л. В. Левина [и др.]; Курск. гос. техн. ун-т. // Язык для специальных целей: система, функции, среда : сб. материалов II науч.-практ. конф. – Курск, 2008. – С. 152–155.
14. Попадинец Р. В. Прецедентные феномены в текстах англоязычной прессы (на примере британского периодического издания The Economist) / Р. В. Попадинец // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2016. – № 2 (19). – С. 38–45.
Рецензия
Для цитирования:
Попадинец Р.В. Функции употребления прецедентных феноменов в заголовках текстов СМИ и их основные источники (по материалам англоязычного журнала The Economist). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(4):62-74.
For citation:
Popadinets R.V. Functions of Precedent Phenomena Usage in the Headlines of Media Texts and their Sources (Based on the Materials of the English-Language Magazine The Economist). Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(4):62-74. (In Russ.)