Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Функции употребления прецедентных феноменов в заголовках текстов СМИ и их основные источники (по материалам англоязычного журнала The Economist)

Аннотация

   В статье обсуждаются функции употребления прецедентных феноменов в заголовках текстов СМИ и их источники. Материалом для анализа послужили прецедентные феномены, встретившиеся нам в англоязычном периодическом издании журнала The Economist. Осмысление и понимание прецедентных феноменов в текстах СМИ вынуждает реципиента информации обращаться к культурным экстралингвистическим знаниям. Данное обращение к культурным знаниям реализуется у получателей информации посредством ментального оперирования разными текстовыми фрагментами в разнообразной форме. Прецедентные феномены являются необходимыми составляющими коммуникации. С помощью них хранится и транслируется культурно значимая информация. Участник коммуникации, владеющий совокупностью прецедентных феноменов, выступает в качестве представителя определенной культуры. Данные феномены отражают духовную жизнь индивидуума в определенную историческую эпоху. Анализ прецедентных феноменов в заголовках текстов СМИ достаточно актуален ввиду того, что оперирование совокупностью прецедентных феноменов свидетельствует о принадлежности к конкретной эпохе и культуре. Прецедентные феномены составляют важный компонент фоновых знаний представителей определённого лингвокультурного сообщества. Соответственно, обладание данными феноменами языковой личностью говорит о ее достаточной культурной грамотности.
   Актуальность рассмотрения данной проблематики повышается и связано это с увеличившимся количеством экономических, политических, культурных взаимодействий с англоязычными странами.

   Также обсуждение прецедентных феноменов крайне важно в процессе подготовки специалистов по межкультурной коммуникации.
   Целями данной статьи являются изучение и анализ функций и основных источников прецедентных феноменов в заголовках текстов британского журнала The Economist.

   Цель настоящего исследования предполагает решение следующих задач: 1) дать общую характеристику прецедентных феноменах; 2) определить источники прецедентных феноменов в контексте нашего анализа заголовков текстов в СМИ; 3) охарактеризовать функции заголовков текстов СМИ.
   В процессе анализа исследуемого материала применялись следующие методы: лингвокультурологический анализ с элементами компонентного и контекстуального анализа, а также метод свободной интерпретации фактического материала.

Об авторе

Р. В. Попадинец
Юго-Западный государственный университет
Россия

Роман Васильевич Попадинец, кандидат филологических наук, доцент

305040

ул. 50 лет Октября, 94

Курск



Список литературы

1. Володина Н. М. Язык средств массовой коммуникации / Н. М. Володина. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2008. – 760 с.

2. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. – М.: Наука, 1987. – 261 с.

3. Попадинец Р. В. Прецедентные имена как продукты метафорического словотворчества мыслящего субъекта / Р. В. Попадинец // Актуальные проблемы современного иноязычного образования : материалы Междунар. конференции : в 3 ч. : Ч. 1. – Курск, 2005. – С. 166–168.

4. Попадинец Р. В. Метафора и проблема понимания текста / Р. В. Попадинец // Актуальные проблемы языковедения : межвузовский сборник научных трудов. – Курск, 2005. – С. 79–83.

5. Попадинец Р. В. Прецедентное имя в сознании носителя русского языка: опыт психолингвистического исследования : монография / Р. В. Попадинец. – Курск, 2010. – 127 с.

6. Попадинец Р. В. Образование новых метафор как основание динамики прецедентной базы культуры / Р. В. Попадинец // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2013. – № 3. – С. 71–79.

7. Слышкин Г. Г. Кино-текст (опыт лингвокультурологического анализа) / Г. Г. Слышкин, М. А. Ефремова. – М.: Водолей Publishers, 2004. – 153 с.

8. Лазарева Э. А. Заголовок в газете / Э. А. Лазарева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1989. – 96 с.

9. Бессонов А. П. Газетный заголовок / А. П. Бессонов. – Л.: Наука, 1958. – 62 с.

10. Анненкова А. В. Специфика проксонимических признаков в текстах имиджевой рекламы (на материалах рекламы региональных вузов) / А. В. Анненкова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2015. – № 2 (15). – С. 16–21.

11. Анненкова А. В. Особенности восприятия образной составляющей имиджевой рекламы (некоторые результаты ассоциативного эксперимента) / А. В. Анненкова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2017. – Т. 7. – № 3 (24). – С. 58-66.

12. Анненкова А. В. К вопросу о восприятии образной составляющей поликодового текста имиджевой рекламы: гендерный фактор (экспериментальное исследование) / А. В. Анненкова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2019. – Т. 9. – № 2 (31). – С. 21–32.

13. Попадинец Р. В. К проблеме понимания прецедентных феноменов в газетном тексте / Р. В. Попадинец ; редкол.: Е. Г. Баянкина [отв. ред.], Л. В. Левина [и др.]; Курск. гос. техн. ун-т. // Язык для специальных целей: система, функции, среда : сб. материалов II науч.-практ. конф. – Курск, 2008. – С. 152–155.

14. Попадинец Р. В. Прецедентные феномены в текстах англоязычной прессы (на примере британского периодического издания The Economist) / Р. В. Попадинец // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2016. – № 2 (19). – С. 38–45.


Рецензия

Для цитирования:


Попадинец Р.В. Функции употребления прецедентных феноменов в заголовках текстов СМИ и их основные источники (по материалам англоязычного журнала The Economist). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(4):62-74.

For citation:


Popadinets R.V. Functions of Precedent Phenomena Usage in the Headlines of Media Texts and their Sources (Based on the Materials of the English-Language Magazine The Economist). Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(4):62-74. (In Russ.)

Просмотров: 242


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)