Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Влияние ценностных ориентаций студентов на выбор стратегии поведения в конфликте

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-4-73-82

Аннотация

Цель исследования. Умение разрешать конфликты является одним из ключевых показателей эффективности в социальной сфере. В конфликте всегда участвуют две или более стороны, каждая из которых имеет собственную стратегию поведения. Выбор стратегии зависит от конкретной ситуации, целей и интересов, а также от ценностных ориентаций сторон. Целью нашей работы является исследование влияния ценностных ориентаций студентов на выбор стратегии поведения в конфликте, что поможет лучше понимать, как студенты принимают решения в конфликтных ситуациях и каким образом можно достичь взаимовыгодного результата с сохранением отношений между сторонами. В работе мы исследовали ценностные ориентации студентов, предпочитаемые стратегии поведения в конфликте и выявили связь между этими показателями.

Методы. Мы применяли следующие диагностические методики: Тест Томаса-Килманна (ThomasKilmann Conflict Mode Instrument, TKI) на выявление ведущей стратегии поведения в конфликте, Портретный ценностный опросник (Portrait Value Questionnaire, PVQ-RR) Ш. Шварца в адаптации Т.П. Бутенко, Д.С. Седова, А.С. Липатова; коэффициент ранговой корреляции Пирсона.

Результаты. В процессе эмпирического исследования было выявлено, что для студентов являются значимыми ценности, связанные с групповыми отношениями (благожелательность, чувство долга), самостоятельность, возможность самим принимать решения, безопасность и гедонизм. Наименее значимыми ценностями для студентов по результатам исследования оказались власть, доминирование. Обнаружена умеренная положительная связь между стратегией соперничества и ориентацией на власть, доминирование, между стратегией приспособления и ориентацией на межличностный конформизм, толерантность. Мы выявили умеренную отрицательную корреляционную связь между типами ценностей «власть»,

«самостоятельность» и стратегиями «приспособление», «компромисс».

Заключение. Таким образом, была эмпирически обнаружена и статистически доказана взаимосвязь между ценностными ориентациями и стратегиями поведения в конфликте у студентов. Ведущей стратегией поведения в конфликте у студентов в нашем исследовании являлся компромисс, что объясняется выраженностью ценностей благожелательности и толерантности.

Об авторах

Т. B. Иванова
Юго-Западный государственный университет
Россия

Иванова Татьяна Витальевна, кандидат психологических наук, доцент

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



К. В. Сошина
Юго-Западный государственный университет
Россия

Сошина Ксения Викторовна, студент

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избр. тр. М.: Гардарики, 2002. 520 с.

2. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 204 с.

3. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. 80 с.

4. Эстетическое воспитание школьников / под общ. ред. А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева; Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1974. 300 с.

5. Педагогическое наследие В. А. Сластенина: проблемы воспитания, личностного и профессионального развития / Сластенин В.А., Подымова Л.С., Подымов Н.А. [и др.]. М.: МПГУ, 2020. 290 с.

6. Андреева Г.М. Психология социального познания. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2009. 301 с.

7. Кон И.С. Социологическая психология: Избр. психол. тр. М.: Моск. психол-социал. ун-т; Воронеж: МОДЭК, 1999. 554 с.

8. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. М.: Директ-Медиа, 2013. 360 с.

9. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984. Т. 5, №5. С. 63-71.

10. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. 221 с.

11. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л.: изд-во ЛГУ, 1988. 343 с.

12. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самар. ун-т, 1995. 328 с.

13. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб.: Питер, 2020. 560 с.

14. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Питер, 2008. 538 с.

15. Шарков Ф.И., Сперанский В.И. Общая конфликтология / под общ. ред. Ф.И. Шаркова. М.: Изд.-торговая корпорация Дашков и К, 2015. 237 с.

16. Вебер М. Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре. М.: ИНИОН, 1991. 101 с.

17. Зиммель Г. Избранное: проблемы социологии. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. 416 с.

18. Козер Л. А. Мастера социологической мысли: идеи в историческом и социальном контексте. М.; СПб.: Нестор-История, 2013. 463 с.

19. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2018. 434 с.

20. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России / Ш. Шварц, Т.П. Бутенко, Д.С. Седова, А.С. Липатова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 2. С. 43–70.


Рецензия

Для цитирования:


Иванова Т.B., Сошина К.В. Влияние ценностных ориентаций студентов на выбор стратегии поведения в конфликте. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024;14(4):73-82. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-4-73-82

For citation:


Ivanova T.V., Soshina K.V. The influence of students' value orientations on the choice of a conflict behavior strategy. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2024;14(4):73-82. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-4-73-82

Просмотров: 30


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)