Исследование образа цветообозначения зеленый в сознании носителей русской культуры
Аннотация
Данная статья является продолжением серии публикаций результатов экспериментального изучения образов базовых русских цветообозначений (ЦО) с позиции психолингвистики. В работе мы опирались на работы А. А. Залевской (психолингвистическая теория о слове), Ф. Шарифиана (теория культурного знания), исследования Е. И. Горошко и О. В. Сафуановой (работы по изучению цвета и цветонаименований), а также на работы по изучению фразеологизмов с компонентом зеленый. В представленной статье предлагается многоаспектное изучение образа русского ЦО зеленый в языковом сознании представителей современной молодежи. В качестве методов экспериментального исследования были использованы психолингвистические методики (свободный ассоциативный эксперимент и семантический дифференциал), лингвистические методы (дефиниционный анализ) и методы статистической обработки данных (факторный анализ).
Предметом исследования послужил образ как отражение предметов и явлений материального мира в языковом сознании индивида.
Описанные в работе ассоциативные эксперименты были проведены с разницей в одиннадцать лет. Это, а также сопоставление с данными Русского ассоциативного словаря позволило провести исследование образа ЦО зеленый как в синхронном, так и в диахронном аспекте. В ходе работы также было показано гендерное отличие восприятия образа рассматриваемого ЦО испытуемыми мужского и женского пола, рассмотрены гендерные особенности ассоциативного поля ЦО зеленый и динамика его изменения. Используемая в работе комплексная методика исследования является универсальной и может быть использована для изучения образов различных слов в языковом сознании представителей разнообразных языков и культур.
Об авторе
Е. А. ТаныгинаРоссия
Елена Александровна Таныгина, кандидат филологических наук, доцент
кафедра иностранных языков
305040
ул. 50 лет Октября 94
Курск
Researcher ID: 0000-0002-5488-4185
Список литературы
1. Залевская А. А. Психолингвистические исследования: Слово. Текст: Избранные труды / А. А. Залевская. – М.: Гнозис, 2005.
2. Sharifian F. Distributed, emergent cultural cognition, conceptualisation, and language. F. Sharifian // Body, Language, and Mind (Vol. 2): Sociocultural Situatedness / R. M. Frank, R. Dirven, T. Ziemke, & E.Bernandez (eds.) Berlin/New York: Mouton de Gruyter, 2008. P. 109–136.
3. Горошко Е. И. Изучение вербальных ассоциаций на цвета / Е. И. Горошко ; отв. ред. Н. В. Уфимцева // Языковое сознание и образ мира : сборник статей. – М.: Институт языкознания РАН, 2000. URL: https://iling-ran.ru/library/psylingva/sborniki/Book2000/html_204/4-9.html (дата обращения 29. 04. 2021).
4. Сафуанова О. В. Формы репрезентации цвета в субъективном опыте : дис. … канд. психол. наук / О. В. Сафуанова. – М., 1994.
5. Таныгина Е. А. Образ цвета в сознании носителя языка : автореф. дис. … канд. филол. наук / Е. А. Таныгина. – Курск, 2012. – C.6-8.
6. Таныгина Е. А. Образ цвета в сознании носителя русской культуры (на примере цветообозначения розовый) / Е. А. Таныгина // Вестник ИГЛУ. – 2011. – № 4. – С. 69–75.
7. Таныгина Е. А. Внутренний образ цветообозначения красный в сознании носителя русской культуры / Е. А. Таныгина // Вопросы психолингвистики. – 2011. – № 1 (13). – С. 166–173.
8. Tanygina E. The Inner Image of Russian Color Term черньӀй (Black) (Experimental Study) // Proceedings of the International Scientific and Practical Conference “Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences” (CILDIAH 2019). 2019. Vol. 69 (2019). doi: 10.1051/shsconf/20196900117.
9. Таныгина Е. А. Образ цветообозначения желтый в сознании носителей русской культуры (экспериментальное исследование) / Е. А. Таныгина // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2019. – Т. 9, № 3. – С. 99–113.
10. Анненкова А. В. Особенности восприятия образной составляющей имиджевой рекламы (некоторые результаты ассоциативного эксперимента) / А. В. Анненкова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2017. – № 3 (24). – С.58-66.
11. Степыкин Н. И. Ассоциативное поле: продукт ассоциативного эксперимента и инструмент анализа значения слова / Н. И. Степыкин // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2016. – № 3 (20). – C. 110-114.
12. Архипова С. В. Ассоциативный эксперимент в психолингвистике / С. В. Архипова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2011. – № 11. – С. 6-9.
13. Борисова Ю. А. Ассоциативный эксперимент в современных психолингвистических исследованиях / Ю. А. Борисова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2019. – Т.8. – № 1. – С. 265-275.
14. Таныгина Е. А. Проблема соотношения знания и наименования (на примере цветообозначения черный) / Е. А. Таныгина // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». – 2011. – № 2 (40). – С. 154 – 159.
15. Голубева Е. В. Изучение концепта «деньги» методом семантического дифференциала / Е. В. Голубева // Языковая личность. Речевые жанры. Текст : сборник научных трудов. – М., 2008. URL: http://golubevaelenav.narod.ru/science_L/gol_15.htm. (дата обращения 01. 05. 2021).
16. Анненкова А. В. Вербальные и визуальные коды социальной рекламы: опыт экспериментального исследования / А. В. Анненкова // Ученые записки : электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2014. – № 2 (30). – С. 117-122. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/verbalnye-i-vizualnye-kody-sotsialnoy-reklamy-opyt-eksperimentalnogo-issledovaniya.pdf (дата обращения 01. 02. 2021).
17. Соломин И. Л. Психосемантическая диагностика трудовой мотивации в управлении персоналом / И. Л. Соломин // Мир авионики. – 2006. – № 4. – С. 34-40.
18. Osgood Ch. E., G. Suci, P. Tannenbaum The Measurement of Meaning. University of Illinois Press, 1957. 346 p.
19. Annenkova A. V. Some Results of Psycholinguistic Research of Polycode Advertising Texts: Gender Factor Influence // Proceedings of the International Scientific and Practical Conference “Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences” (CILDIAH 2019). 2019. Vol. 69 (2019). doi: 10.1051/shsconf/20196900004 (дата обращения: 19. 05. 2021)
20. Таныгина Е. А. Особенности восприятия цветообозначений русского языка (на основе результатов ассоциативного эксперимента) / Е. А. Таныгина // Концепт и культура : сборник научных статей (4-ая Международная научная конференция) (Кемерово, 7–8 октября 2010 г.). – Кемерово: ИНТ, 2010. – С. 543–548.
21. Касаткина Т. Ю. Анализ структуры ассоциативного поля цвета (на материале удмуртского и русского языков) / Т. Ю. Касаткина // Многоязычие в образовательном пространстве. – 2016. – № 8. – С. 62-69.
22. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка : В 3 т. : Т. 1. А – Л / Т. Ф. Ефремова. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 1168 с.
23. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : 80 тысяч слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: ИТИ Технологии, 2007. – 944 с.
24. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 1998. – 1536 c. URL: http://gramota.ru/slovari/info/bts/ (дата обращения: 11. 05. 2021).
25. Таныгина Е. А. Образ цвета в сознании носителя языка : дис. … канд. филол. наук / Е. А. Таныгина. – Курск, 2012. – C. 70-71.
26. Русский ассоциативный словарь. URL: http://tesaurus.ru/dict/ (дата обращения 11. 05. 2021).
27. Ведута О. В. Символическая насыщенность цветообозначения green в английских идиомах / О. В. Ведута // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2019. – Т. 12. – № 3. – С. 11-14.
28. Зеленина Е. В. Фразеологические единицы с компонентом "зелёный цвет" английского и немецкого языков и их отражение в языковой картине мира / Е. В. Зеленина // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2010. – № 1. – С. 351-359.
29. Козлова Н. Н. Моделирование ментального пространства как этап выявления фразеологического значения (на примере ментального пространства green) / Н. Н. Козлова // Гуманитарный вектор. – 2010. – № 2 (22). – С. 117-124.
30. Куличенко Ю. Н. Символика зеленого цвета во фразеологической картине мира: сопоставительный аспект (на материале русского, английского, немецкого и итальянского языков) Ю. Н. Куличенко, Е. М. Королевская // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2020. – Т. 13. – № 8. – С. 262-265.
31. Эльджеркиева Ф. М. Парадигма цветообозначений с компонентом "зеленый" в текстах современных российских средств массовой информации / Ф. М. Эльджеркиева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2016. – № 3 (37). – С. 177-181.
32. Светличная Т. Ю. Сравнительные лингвокультурные характеристики цветообозначения и цветовосприятия в английском и русском языках : дис. ... канд. филол. наук / Т. Ю. Светличная. – М., 2003. – 186 с.
33. Анненкова А. В. К вопросу о восприятии образной составляющей поликодового текста имиджевой рекламы: гендерный фактор (экспериментальное исследование) / А. В. Анненкова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2019. – Т. 9, № 2 (31). – С. 21–32.
34. Егорова В. И. Гендерные особенности виртуальной коммуникации / В. И. Егорова // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2016. – № 4 (21). – C. 99-106.
35. Кузнецова О. А. Гендерные особенности восприятия цвета в рекламе / О. А. Кузнецова // Евразийский союз ученых. – 2015. – № 5 (14). – С. 121–123.
36. Горлачева В. В. Гендерные особенности цветообозначений в современном русскоязычном рекламном дискурсе / В. В. Горлачева // Bісник запорізького національного університету. Філологічні науки. – 2009. – № 1. – С. 22-28.
37. Хабибулина Э. А. Влияние гендерных стереотипов на функционирование цветообозначений в области моды / Э. А. Хабибулина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. – № 28 (243). – С. 116–120.
38. Таныгина Е. А. Исследование внутреннего образа слов-цветообозначений русского языка с использованием методики семантического дифференциала / Е. А. Таныгина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Филология и искусствоведение. – 2011. – № 1 (2). – С. 35 – 41.
Рецензия
Для цитирования:
Таныгина Е.А. Исследование образа цветообозначения зеленый в сознании носителей русской культуры. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(3):79-94.
For citation:
Таnygina Е.A. The study of the Image of Russian Color term Green in the Consciousness of Russian Culture Bearers. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(3):79-94. (In Russ.)