Современный подход к понятию учебной мотивации в обучении РКИ: критерии формирования
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-2-115-126
Аннотация
Исследовательский интерес авторов статьи направлен на изучение современного подхода к мотивации: описание мотивационной системы и её компонентов как важных факторов в обучении русскому языку как иностранному (далее – РКИ). В рамках исследования выделяются и анализируются ключевые составляющие мотивационной системы в проекции на обучение иностранному (русскому) языку - мотивы, мотивоформирующие факторы, приёмы и инструменты, влияющие на вовлечение учащихся в образовательный процесс. Детальное представление мотивационной структуры в рамках современного лингвообразования эксплицируется как целостная система, включающая в себя определенные ключевые компоненты, что позволяет сформировать более четкое представление о том, как формируется мотивация современных учащихся, что необходимо учитывать при обучении иностранному языку с целью достижения наилучших результатов.
Мотивация учебной деятельности непосредственно связана с такими параметрами, как ценностные ориентиры, изменение общей культуры общества, уровень технического прогресса, сложность в вопросе добывания знаний. Интерес обучающихся постоянно меняется, зависит это как от внешних причин и социума в целом, так и от индивидуально-личностных характеристик. В изменении учебной мотивации важную роль играет личностный компонент, прямая зависимость которого определяется стремлениями индивида, его выбором векторных траекторий обучения в стремлении к достижению поставленных целей. Важным является определение ценностей той или иной сферы жизни, влияющей на иерархию потребностей каждого человека. Описание составляющих мотивационной системы приводится в контексте современной парадигмы образования и с опорой на психологические, психо- и социолингвистические особенности обучения иноязычному общению.
Результаты исследования могут быть интересны в лингводидактическом осмыслении компонентов и структуры мотивационной системы, актуализирующей создание продуктивной образовательной среды, что и становится фактором достижения результатов в изучении иностранного языка.
Об авторах
И. А. ЛешутинаРоссия
Лешутина Ирина Анатольевна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания русского языка как иностранного
Researcher ID ABQ-3874-2022
ул. Академика Волгина, д. 6, Москва 117485
А. М. Лёвушкина
Россия
Лёвушкина Анна Максимовна, аспирант
Researcher ID JFJ-8072-2023
ул. Академика Волгина, д. 6, Москва 117485
Список литературы
1. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. 632 с.
2. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: МГУ, 1971. 40 с.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2010. 713 с.
4. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение. 1984. 176 с.
5. Макевнина И.А., Павловская И.Г. Мотивация в формате дистанционного обучения в процессе преподавания русского языка как иностранного // Известия ВГПУ. 2022. №2 (165). С. 96-99.
6. Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М.: Смысл, 2001. 572 с.
7. Мандель Б.Р. Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 384 с.
8. Кружилина Т.В., Звягинцева В.В. «Blended Learning» в рамках дистанционного обучения в вузе // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021. Т. 11, no 2. С. 111-122.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 348 с.
10. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006. 458 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. 340 с.
12. Андреева О.А., Рейнгардт Н.В. Виртуальная реальность как коммуникативное пространство в процессе дистанционного обучения иностранным языкам // Известия ЮгоЗападного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022. Т. 12, No 1. С. 148-158. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2022-12-1-148-158
13. Лешутина И.А. Мотивация к дистанционному изучению иностранных языков как вызов современности и слагаемые успеха // Русский язык за рубежом. 2020. № 2. С. 15–18.
14. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. 317 с.
15. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. 3-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 352 с.
16. Knowles M. S. The modern practice of adult education: From pedagogy to andragogy. Englewood Cliffs: Prentice Hall/Cambridge. 1980. 62 с.
Рецензия
Для цитирования:
Лешутина И.А., Лёвушкина А.М. Современный подход к понятию учебной мотивации в обучении РКИ: критерии формирования. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024;14(2):115-126. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-2-115-126
For citation:
Leshutina I.A., Lyovushkina A.M. Modern Approach to the Concept of Educational Motivation in Teaching Russian as a Foreign Language: Criteria for Formation. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2024;14(2):115-126. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-2-115-126