Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Современный подход к понятию учебной мотивации в обучении РКИ: критерии формирования

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-2-115-126

Аннотация

Исследовательский интерес авторов статьи направлен на изучение современного подхода к мотивации: описание мотивационной системы и её компонентов как важных факторов в обучении русскому языку как иностранному (далее – РКИ). В рамках исследования выделяются и анализируются ключевые составляющие мотивационной системы в проекции на обучение иностранному (русскому) языку - мотивы, мотивоформирующие факторы, приёмы и инструменты, влияющие на вовлечение учащихся в образовательный процесс. Детальное представление мотивационной структуры в рамках современного лингвообразования эксплицируется как целостная система, включающая в себя определенные ключевые компоненты, что позволяет сформировать более четкое представление о том, как формируется мотивация современных учащихся, что необходимо учитывать при обучении иностранному языку с целью достижения наилучших результатов.

Мотивация учебной деятельности непосредственно связана с такими параметрами, как ценностные ориентиры, изменение общей культуры общества, уровень технического прогресса, сложность в вопросе добывания знаний. Интерес обучающихся постоянно меняется, зависит это как от внешних причин и социума в целом, так и от индивидуально-личностных характеристик. В изменении учебной мотивации важную роль играет личностный компонент, прямая зависимость которого определяется стремлениями индивида, его выбором векторных траекторий обучения в стремлении к достижению поставленных целей. Важным является определение ценностей той или иной сферы жизни, влияющей на иерархию потребностей каждого человека. Описание составляющих мотивационной системы приводится в контексте современной парадигмы образования и с опорой на психологические, психо- и социолингвистические особенности обучения иноязычному общению.

Результаты исследования могут быть интересны в лингводидактическом осмыслении компонентов и структуры мотивационной системы, актуализирующей создание продуктивной образовательной среды, что и становится фактором достижения результатов в изучении иностранного языка.

Об авторах

И. А. Лешутина
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
Россия

Лешутина Ирина Анатольевна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания русского языка как иностранного

Researcher ID ABQ-3874-2022 

ул. Академика Волгина, д. 6, Москва 117485 



А. М. Лёвушкина
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
Россия

Лёвушкина Анна Максимовна, аспирант

Researcher ID JFJ-8072-2023 

ул. Академика Волгина, д. 6, Москва 117485 



Список литературы

1. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. 632 с.

2. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: МГУ, 1971. 40 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2010. 713 с.

4. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение. 1984. 176 с.

5. Макевнина И.А., Павловская И.Г. Мотивация в формате дистанционного обучения в процессе преподавания русского языка как иностранного // Известия ВГПУ. 2022. №2 (165). С. 96-99.

6. Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М.: Смысл, 2001. 572 с.

7. Мандель Б.Р. Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 384 с.

8. Кружилина Т.В., Звягинцева В.В. «Blended Learning» в рамках дистанционного обучения в вузе // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021. Т. 11, no 2. С. 111-122.

9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 348 с.

10. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006. 458 с.

11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. 340 с.

12. Андреева О.А., Рейнгардт Н.В. Виртуальная реальность как коммуникативное пространство в процессе дистанционного обучения иностранным языкам // Известия ЮгоЗападного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022. Т. 12, No 1. С. 148-158. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2022-12-1-148-158

13. Лешутина И.А. Мотивация к дистанционному изучению иностранных языков как вызов современности и слагаемые успеха // Русский язык за рубежом. 2020. № 2. С. 15–18.

14. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. 317 с.

15. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. 3-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 352 с.

16. Knowles M. S. The modern practice of adult education: From pedagogy to andragogy. Englewood Cliffs: Prentice Hall/Cambridge. 1980. 62 с.


Рецензия

Для цитирования:


Лешутина И.А., Лёвушкина А.М. Современный подход к понятию учебной мотивации в обучении РКИ: критерии формирования. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024;14(2):115-126. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-2-115-126

For citation:


Leshutina I.A., Lyovushkina A.M. Modern Approach to the Concept of Educational Motivation in Teaching Russian as a Foreign Language: Criteria for Formation. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2024;14(2):115-126. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-2-115-126

Просмотров: 149


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)