Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Роль ценностных ориентаций старшеклассников в процессе выбора профессиональной деятельности

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-1-147-159

Аннотация

В настоящей работе рассматривается исследование, которое посвящено анализу уникальных аспектов ценностных ориентаций в работе современных старшеклассников в процессе определения своей будущей профессиональной деятельности. В процессе исследования освещается суть процесса самоопределения в профессиональной сфере, подвергается анализу проблема и предлагается метод её решения, а также выявляются факторы успешного осуществления данного процесса. В работе подчеркивается важная роль комплекса ценностных ориентаций в развитии личности и формировании индивидуальности. Отношение человека к самому себе, окружающему миру и будущему, включая карьеру, проявляется через приоритеты и ценности. Подчеркивается, что данные ценностные ориентации могут стать надежной опорой для старшеклассников в успешном процессе профессионального выбора. Проведенное исследование подтверждает гипотезу о том, что ценностные ориентации представляют собой существенный фактор в формировании и развитии зрелой личности. Ценностные ориентации играют огромную роль в правильном и осознанном выборе будущей профессии. Особое значение приобретают трудовые ценностные ориентации, которые могут служить надежным фундаментом для старшеклассников в успешном процессе самоопределения в профессиональной сфере.

Цель данного исследования заключается в изучении влияния трудовых ценностных ориентаций на процесс профессионального самоопределения среди современных старшеклассников.

Для достижения цели исследования были задействованы разнообразные методологические подходы, включая системный, социально-психологический и аксиологический, с ориентацией на гуманистический принцип. Для проведения данного исследования были использованы различные методы, включая теоретический анализ научных исследований, организационные подходы, а также эмпирические методы, такие как наблюдение, анкетирование и психодиагностические методы.

В данной работе был проведен библиометрический анализ проблемы, а также выполнено эмпирическое исследование. За счет проведенного эксперимента было установлено, что большинство опрошенных старшеклассников испытывают определенный уровень тревожности, который мешает им сделать адекватный выбор профессиональных предпочтений, соответствующих их возможностям, желаниям и потребностям.

Об авторе

Н. С. Тимофеев
Юго-Западный государственный университет
Россия

Тимофеев Никита Сергеевич, преподаватель, кафедра «коммуникологии и психологии»

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // О проблемах современного человекознания. Л., 1977. С. 187- 249.

2. Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности // Вопросы психологии. 1976. № 6. С. 34-44.

3. Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977. С. 21-64.

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996. С. 509.

5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профориентация. М., 2006. С. 32-36.

6. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.

7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 289-331.

8. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. 1998. №3. С. 104-114.

9. Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М., 1990. С. 360.

10. Ядов В.А. Личность как предмет изучения // Социальная психология / сост. и ред. А.Л. Свенцицкий. СПб., 2000. С.70-75.

11. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 334.

12. Рокич М. Ценностные ориентации. СПб.: Питер, 2015. 704 с.

13. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. М., 1996. Т. 1. С. 470-530.

14. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 2007.

15. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.

16. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл, 2002. 462 с.

17. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методические проблемы социальной психологии. М., 1975.

18. Шпранглер Э., Ясперс К. Теории личности экзистенциальной и «понимающей» психологии // Патопсихология / под ред. А.С. Спиваковской. М., 2000. С. 247-302.

19. Шибутани Т. Социальная психология. М. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

20. Павлютенков Е.М. Профессиональная диагностика и практикум по профдиагностике. Комсомольск на Амуре, 1990. Ч. 1. 99 с.

21. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ): руководство. Ярославль: НППЦ «Психодиагностика», ФГИ «Содействие», 1991.

22. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи. Киев, 1988. С. 256-269.

23. Евецкая С.Н., Палагина Н.С., Морозова А.А. Особенности трудовых ценностных ориентаций современных старшеклассников на этапе профессионального самоопределения / Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches. 2020. Vol. 9, is. 6A. https://doi.org/10.34670/AR.2020.62.35.009.


Рецензия

Для цитирования:


Тимофеев Н.С. Роль ценностных ориентаций старшеклассников в процессе выбора профессиональной деятельности. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024;14(1):147-159. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-1-147-159

For citation:


Timofeev N.S. The Role of Value Orientations of High School Students in the Process of Choosing a Professional Activity. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2024;14(1):147-159. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-1-147-159

Просмотров: 156


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)