Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Библиометрический анализ научных публикаций по проблематике коммуникативного поведения

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-1-125-146

Аннотация

Цель исследования. Целью исследования является анализ динамики публикационной активности научных исследований в области изучения коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение – это объект, имеющий междисциплинарный исследовательский статус, попадающий в зону исследовательского интереса нескольких научных областей. Решая проблему, связанную с тем, в каких областях знания сосредоточена наибольшая публикационная активность, какими методами осуществляется в разных областях исследование коммуникативного поведения, какие организации включены в этот исследовательский поиск, был проведен библиометрический анализ публикационной активности.

Методы. Исследование проводилось в двух научных электронных базах: Российской научной электронной библиотеке Elibrary.ru и международной открытой платформе для исследователей и научных организаций Lens. В качестве метода исследования использовался библиометрический анализ, предполагающий квантификацию документальных потоков информации с опорой на количественные показатели исследований, отражающие состояние науки в целом или ее отдельных отраслей.

Результаты. В результате проведенного библиометрического анализа публикационной активности по проблематике научных исследований в области коммуникативного поведения, коммуникативного поведения в цифровой среде и коммуникативного поведения в социальных сетях выявлено значительное повышение публикационной активности и в международной, и в Российской информационных базах за последние 10 лет (2013 – 2023 гг.). Также отмечается, что преобладающее количество публикаций по изучаемой тематике сосредоточено в области психологии, однако, можно проследить смещение фокуса зарубежных исследований коммуникативного поведения в сторону цифровизации в информационных технологиях, а российских исследований – в область цифровых технологий в образовательной среде.

Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о высокой актуальности, а также научно-практической значимости тематики исследований по проблемам коммуникативного поведения в целом, а также коммуникативного поведения в цифровой среде и социальных сетях, в частности.

Об авторах

А. С. Горбачева
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова
Россия

Горбачева Анаит Санасаровна, начальник учебного отдела Института клинической психологии и социальной работы

ул. Островитянова, д. 1, г. Москва 117997



М. Ю. Казарян
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова
Россия

Казарян Мария Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии Института клинической психологии и социальной работы

Web of Science ResearcherID: KBB-2494-2024

ул. Островитянова, д. 1, г. Москва 117997



Список литературы

1. Антонов В.П. Особенности проявления вербальной агрессии в речевом (коммуникативном) поведении современной социально известной языковой личности // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2013. № 3. С. 34–40.

2. Маршакова-Шайкевич И. В. Роль библиометрии в оценке исследовательской активности науки // Управление большими системами. 2013. Вып. 44.

3. Carolis B.D., Ferilli S., Palestra G. Simulating empathic behavior in a social assistive robot // Multimedia Tools and Applications. 2016. Vol. 76, no. 4. https://doi.org/10.1007/s11042-016-3797-0.

4. Chon. M-G. Coping with mental health issues via communicative action in the digital age: testing cybercoping models // Journal of communication in healthcare. 2022. Vol. 15, no. 4. https://doi.org/10.1080/17538068.2022.2050039.

5. Greussing E., Gaiser F., Klein S.H. et al. Researching interactions between humans and machines: methodological challenges // Publizistik. 2022. Vol. 67, no. 4. https://doi.org/10.1007/s11616-022-00759-3.

6. Jaidka K. Cross-platformand subgroup-differences in the well-being effects of Twitter, Instagram, and Facebook in the United States // Scientific reports. 2022. Vol. 12, no. 1. https://doi.org/10.1038/s41598-022-07219-y.

7. Liu J., Zhang R., Xie E., Lin Y. Shared intentionality modulates interpersonal neural synchronization at the establishment of communication system // Communications biology, 2023. Vol. 6, no. 1, https://doi.org/10.1038/s42003-023-05197-z.

8. Rosenschein S.J., Davies T. Coordination technology for active support networks: context, needfinding, and design // AI & SOCIETY. 2018. Vol. 33, no. 1. https://doi.org/10.1007/s00146-017-0778-4.

9. Stein J-P. Smile Back at Me, But Only Once: Social Norms of Appropriate Nonverbal Intensity and Reciprocity Apply to Emoji Use // Journal of Nonverbal Behavior. 2023. Vol. 47, is. 2. https://doi.org/10.1007/s10919-023-00424-x.

10. Carolis B. D., D'Errico F., Rossano V. Socio-affective technologies [SI 1156 T] // Multimedia Tools and Applications. 2020. Vol. 79, no. 47. https://link.springer.com/article/10.1007/s11042-020-10015-3

11. Kafeza E., Kanavos A., Makris C., Pispirigos G., Vikatos P. T-PCCE: Twitter Personality based Communicative Communities Extraction System for Big Data. 2020. Vol. 32, no. 8. https://doi.org/10.1109/TKDE.2019.2906197

12. Fox Tree J. E., Herring S. C., Nguyen A., Whittaker S., Martin R., Takayama L. Conversational Fluency and Attitudes Towards Robot Pilots in Telepresence Robot-Mediated Interactions. Computer Supported Cooperative Work (CSCW). 2023.

13. Hasan M. R., Raja A., Bazzan A. LC. AAMAS – A Context-aware Convention Formation Framework for Large-Scale Networks // Autonomous Agents and Multi-Agent Systems. 2018. Vol. 33, no. 1.

14. Романенкова О.А., Уланова С.А., Романенкова А.А. Методы и приемы работы по повышению выразительности речи учащихся-билингвов на уроках русского языка как неродного // Современные наукоемкие технологии. 2023. Номер: 12-1. https://doi.org/10.17513/snt.39875.

15. Современные практики медиапотребления у студенческой молодежи / И.М. Богдановская, А.Б. Углова, Б.А. Низомутдинов, А.С. Никольская // Мир науки. Педагогика и психология. Т. 11. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/10PSMN223.pdf.

16. Актуальные вопросы профессиональной подготовки иностранных студентов в российском вузе / Л.П. Костикова, Л.Ф. Ельцова, Е.В. Воевода, М.А. Волкова [и др.]; под. ред. Л.П. Костикова, Л.Ф. Ельцова. М., 2023.

17. Ланина Е.В., Бочавер А.А., Антипкина И.В. Измерение родительского контроля и его связь с когнитивными результатами учащихся младших классов // Вопросы образования. 2021. № 2. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-2-152-171.

18. Башманова Е.Л., Трофименко Т.В. Проявление субъектности подростков в информационной среде смешанного обучения // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 4 (36).

19. Орехова Е.Н. Межкультурная коммуникация как основа эффективного обучения иностранным языкам // Вестник Костромского государственного университета. Серия: педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27. № 2. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-168-174.

20. Вербицкая Н.О. Цифровая трансформация непрерывного образования: новый виток развития нейропедагогики // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: образование. Педагогические науки. 2019. Т. 11. № 3. https://doi.org/10.14529/ped190301.

21. Взаимосвязь между личностными характеристиками и степенью цифровой зависимости у студентов педагогического ВУЗа / М.В. Жукова, К.И. Шишкина, А.Н. Лямагина, Е.В. Фролова, Е.Ю. Волчегорская // Science for education today. 2023. Т. 13. № 3. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2303.02


Рецензия

Для цитирования:


Горбачева А.С., Казарян М.Ю. Библиометрический анализ научных публикаций по проблематике коммуникативного поведения. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024;14(1):125-146. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-1-125-146

For citation:


Gorbacheva A.S., Kazaryan M.Yu. Bibliometric Analysis of Scientific Publications on Communicative Behavior Problems. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2024;14(1):125-146. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-1-125-146

Просмотров: 195


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)