Организация эффективного взаимодействия работодателя и образовательной организации в профессиональной подготовке инженеров
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-1-116-124
Аннотация
Развитие современной промышленности актуализирует вопросы организации взаимодействия с образовательными организациями, ведущими профессиональную подготовку инженеров, т.к. «кадровый голод» очевиден. С другой стороны, и образовательные организации не могут осуществлять профессиональную подготовку, не ориентируясь на требования промышленности, и не выполняя требования ФГОС 3++ в отношении практической подготовки. Таким образом, организация эффективного взаимодействия работодателя и образовательной организации необходима обеим сторонам процесса.
Авторами статьи выделены условия организации взаимодействия работодателя и образовательной организации, соблюдение которых поможет вывести профессиональную подготовку инженерных кадров на качественно новый уровень и сделать ее наиболее эффективной. К условиям эффективного взаимодействия авторы относят: учет и использование исторически сложившегося опыта российского и советского профессионального образования; применение практики осуществления взаимодействия зарубежных образовательных организаций; применение принципов преемственности, непрерывности; пересечение образовательного пространства образовательной организации и внутренней среды предприятия; создание регионального отраслевого интеграционного образовательного пространства.
Целью статьи является описание условий эффективного взаимодействия работодателя и образовательной организации. Авторы приводят примеры зарубежного и отечественного педагогического опыта, которые могут быть использованы в практике профессиональной подготовки.
В рамках данного исследования использовались следующие методы: для изучения зарубежного и отечественного педагогического опыта применен метод историко-педагогических исследований. Выводы были сформулированы благодаря использованию метода наблюдения за учебным процессом и анализу педагогического опыта.
Авторы приходят к выводу, что соблюдение условий, описанных в публикации, является важным и может быть использовано при создании педагогической системы профессиональной подготовки инженеров.
Об авторах
Л. И. КоноваловаРоссия
Коновалова Людмила Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры образовательных технологий в филологии
набережная реки Мойки, д. 48, Санкт-Петербург 191186
Л. А. Семенова
Россия
Семенова Людмила Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экспертизы и управления недвижимостью, горного дела
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Zech R. Learner Oriented Quality certification for Further Education Organizations. Guidelines, Version 3. Hannover, 2007. 77 p.
2. Семенова Л.А., Локтионова А., Семенов Д. Становление горного образования в России (петровский период) // Молодежь и наука XXXI века: сборник материалов XXVIII Всероссийской студенческой научно-технической конференции им. педагога и ученого П.М. Алабужева, 21-22 апреля 2021 г. / под ред. Е.А. Анохина, Ж.П. Ивашутина, Н.Н. Шкодкина. Курск, 2021. С. 323.
3. Коновалов А.А. Формирование профессионально-специализированных компетенций студентов-бакалавров при реализации компетентностного подхода // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2017. №3. С. 40-44.
4. Лыжин А.И. Институт наставничества как технология привлечения и подготовки новых рабочих кадров // Инсайт. 2020. №1. С. 15–23.
5. Johnson W. The Collaboration Imperative: Universities and Industry as Partners in the 21st Century Knowledge Economy, 2004. URL: http://sites.nationalacademies.org/cs/groups/pgasite/documents/webpage/pga_051414.pdf
6. Baaken T., Schröder C. ‘The Triangle for Innovation in Technology Transfer at University of Applied Sciences.’ In: Laine, K.; van der Sijde, P.; Lähdeniemi, M.; Tarkkanen, J. (Eds.): Higher Education Institutions and Innovation in the Knowledge Society, Helsinki, 2008, pp. 103-116
7. Развитие связей вузов с промышленными предприятиями. URL: https:// xpir.ru/project/14-578-21-0049, http://www.intech-consult.ru/docs/exhib/14_rp/27_11_14/608_13_40.pdf
8. Дымарская О.Я. Профессиональное образование и рынок труда: опыт и перспективы взаимодействия // Россия реформирующаяся: Ежегодник – 2005 / отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Институт социологии РАН, 2005. С. 175-184.
9. Гулин А.И., Сухинец Ж.А. Базовая кафедра как современный подход к организации профессиональной подготовки студентов вузов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. №2. С. 19.
10. Семенова Л.А., Коновалова Л.И. Опыт создания интеграционного образовательного пространства для подготовки конкурентоспособного специалиста горного дела // Современные проблемы высшего образования: материалы VII Международной научно-методической конференции. Курск, 2015. С. 127–130.
Рецензия
Для цитирования:
Коновалова Л.И., Семенова Л.А. Организация эффективного взаимодействия работодателя и образовательной организации в профессиональной подготовке инженеров. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024;14(1):116-124. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-1-116-124
For citation:
Konovalova L.I., Semenova L.A. Organization of Effective Interaction Between the Employer and the Educational Organization in the Professional Training of Engineers. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2024;14(1):116-124. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-1-116-124