Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Формирование объёмно-пространственного мышления как одного из значимых профессиональных качеств архитектора

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-1-105-115

Аннотация

В статье затрагиваются проблемы профессионального становления архитектора, развития его объёмно-пространственного мышления в процессе изучения дисциплин художественного цикла. Видение архитектора должно отвечать жестким требованиям, предъявляемым спецификой изобразительной деятельности, законами образной грамотности и задачам конкретного этапа работы, коррелироваться с конечными идеалами и целью творческой деятельности. В изучении света как средства художественной выразительности большую роль необходимо отвести психологии восприятия света в природе и в изображении. Только при развитом объёмно-пространственном мышлении студент может убедительно и точно передать характер трехмерной формы, ее пластику и движение.

Распознавание объемных форм, в том числе и природных объектов на основе объёмного видения изображений, путем точной оценки светотеневых градаций, адекватного переноса цветовых явлений реальной действительности на возможности изобразительной сферы и умелой моделировки форм, изображаемых светом и тенью, становится акцентным в подготовке архитектора. Не менее значимой представляется позиция цвета в изображении форм в пространстве.

Педагогические приёмы формирования объёмно-пространственного мышления обучающихся и развития их графических навыков рисования трёхмерных объектов, в том числе и архитектурных, базируются на научных открытиях учёных, деятелей науки и искусства, начиная с эпохи Возрождения.

Целостность восприятия, внимание к деталям, изучение пространства, понимание формы, владение средствами формообразования и изображение трёхмерного объекта в двухмерном формате становятся универсальными критериями, позволяющими говорить о качественной подготовке будущих архитекторов.

Об авторах

М. М. Звягинцева
Юго-Западный государственный университет
Россия

Звягинцева Марина Михайловна, кандидат культурологии, доцент, кафедра архитектуры, градостроительства и графики

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



М. Е. Кузнецов
Юго-Западный государственный университет
Россия

Кузнецов Максим Егорович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра архитектуры, градостроительства и графики

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



А. А. Гладских
Юго-Западный государственный университет
Россия

Гладских Анастасия Анатольевна, преподаватель, кафедра архитектуры, градостроительства и графики

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. Осмоловская О.В. Рисунок. М.,2008. 162 с.

2. Будникова О.В., Звягинцева М.М. Художественно-графическая композиция. Изд-е. 2-е, перераб. и доп. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2017. 184 с.

3. Обучение и воспитание: методика и практика в условиях реализации стандартов третьего поколения / Т.А. Власова, А.А. Гридасова, М.М. Звягинцева [и др.]. Курск, 2016. 197 с.

4. Чинь Френсис Д.К. Форма, пространство, композиция / пер. с англ. яз. Елены Нетесовой, Александра Кима, Людмилы Каджелашвили. М.: АСТ, 2021. 448 с.

5. Кандинский В. В. Точка и линия на плоскости. О духовном в искусстве / пер. с нем. Е. Козиной]. М.: АСТ, 2022. 352 с.

6. Будникова О.В. Архитектоника объёмных форм. Курск, 2011. 140 с.

7. Богданов С. Справочник по рисованию. Минск: Харвест, 2011. 128 с.

8. Hansen Linscott, Medway. Рисуем архитектуру / The Art of Basic Drawing. Realistic Textures Hansen Joan,Linscott Caroline, Medway Geri / пер. Л. Степанова М.: АСТ, 2020. 128 с.

9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие: [пер. с англ.]. М.: Архитектура-С, 2007. 392 с.

10. Леонардо да Винчи. О науке и искусстве: сборник / пер. с итал. А. А. Губера, В. П. Зубова. М.: АСТ, 2021. 256 с.

11. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Академия педнаук РСФСР, 1950. 508 с.

12. Кузнецов Е.Ф. Восприятие объемной формы как одно из значимых профессиональных качеств // Искусство и образование. 2007. №4(48). С. 103-110.

13. Алиева Н.З. Зрительные иллюзии: не верь глазам своим. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 333 с.

14. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники: в 2 кн. М.: Архитектура-С, 2008. Кн. 1. 368 с.

15. Сидоренко В.Ф. Рисунок для дизайнеров. Уроки классической традиции. М.: МГТУ им. А.И. Косыгина, 2006. 168 с.

16. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. 2-е изд. М.: Академический проект: Культура, 2005. 304 с.

17. Теория и практика архитектурного и дизайн-образования / О.В. Будникова, А.С. Великанов, М.М. Звягинцева [и др.]; под ред. О.В. Будниковой; Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2021. 144 с.

18. Кузнецов Е.Ф., Кузнецов М.Е. Основы изобразительной грамоты в творческой подготовке бакалавров архитектуры как одно из важнейших средств профессиональных коммуникаций специалистов в области архитектуры // Архитектоника региональной культуры: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / редкол.: М.М. Звягинцева (отв. ред.) [и др.]; Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2019. 202 с.

19. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Академия, 2001. 304 с.


Рецензия

Для цитирования:


Звягинцева М.М., Кузнецов М.Е., Гладских А.А. Формирование объёмно-пространственного мышления как одного из значимых профессиональных качеств архитектора. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024;14(1):105-115. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-1-105-115

For citation:


Zvyagintseva M.M., Kuznetsov M.E., Gladskikh A.A. Formation of Three-Dimensional Thinking as one of the Significant Professional Qualities of an Architect. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2024;14(1):105-115. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-1-105-115

Просмотров: 148


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)