Развитие творческого потенциала как условие формирования конкурентоспособности будущего специалиста
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-1-91-104
Аннотация
Актуальность. Новые требования к подготовке студентов в высших учебных заведениях заключаются в том, что приобретение только специальных профессиональных знаний уже не является достаточным для будущего конкурентоспособного специалиста. Необходимо развивать такие способности личности, которые в значительной степени раскрывают ее индивидуальность и творческий потенциал.
Цель работы. Определить педагогические условия, способствующие развитию творческого потенциала будущих специалистов как фактора формирования их конкурентоспособности.
Задачи исследования: На основе анализа психолого-педагогической, литературы выяснить сущность и содержание основных понятий исследования «конкурентоспособность личности», творческий потенциал»; обосновать педагогические условия развития творческого потенциала будущих специалистов в социокультурном пространстве высшего образования.
Методология. В ходе научного поиска были использованы следующие методы исследования: системный анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, сравнение.
Результаты. На основе анализа научных источников, определено понятие конкурентоспособности личности как необходимой совокупности профессиональных и личностных качеств, способствующих обладанию конкурентными преимуществами в актуальных социокультурных условиях. Определены педагогические условия развития творческого потенциала как условия формирования конкурентоспособности будущего специалиста.
Заключение. Подготовка к выявлению и развитию творческого потенциала возможна при условии создания креативной учебной среды, стимулирующей творческую деятельность студентов и мотивированность студентов к творческой активности.
Ключевые слова
Об авторах
Л. В. КилимоваРоссия
Килимова Людмила Викторовна, кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и социологии
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
М. Д. Черкашин
Россия
Черкашин Михаил Дмитриевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Д. С. Пашутко
Россия
Пашутко Дарья Сергеевна, студентка кафедры философии и социологии
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Краковецкая И.В., Кудашкина Л.А. Формирование личной конкурентоспособности // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 2. С. 106-115.
2. Андреев В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. 467 с.
3. Хайруллина Э.Р. Системная ориентация проектно-творческой деятельности на саморазвитие конкурентоспособности студентов-инженеров технологов. Казань: Центр инновац. технологий, 2007. 345 с.
4. Андреева Ю.В. Развитие конкурентоспособности студентов // Педагогика. 2006. № 5. С. 67-70.
5. Шалимова Д.В., Митякина О.В., Силкова М.А. Самооценка как личностный критерий конкурентоспособности выпускников вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 1. С. 51-55.
6. Домрачева С.А. Развитие конкурентоспособности личности в условиях диверсификации высшего образования // Вестник Марийского государственного университета. 2013. № 11. С. 34-37.
7. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1994. 368 с.
8. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.
9. Резник С.Д., Игошина И.А. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры. М.: ИНФРА-М, 2014. 509 с.
10. Кашапов М. М. Психология творческого мышления профессионала. М.: Издательство: Пер Сэ, 2006. 688 с.
11. Слободчиков В.И. Структура и состав образовательной сферы: категориальный анализ // Психология обучения. 2010. № 1. С. 4-24.
12. Кузуб Е.В. Влияние системы образования на формирование конкурентоспособности выпускников вузов // Лидерство и менеджмент. 2022. Т. 9. № 1. С. 55-68.
13. Черкашин М.Д. Образование в контексте философской рефлексии // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. Т. 12, № 6. С. 255-268. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-6-255-268
14. Bamford J. Strategies for the improvement of international students’ academic and cultural experiences of studying in the UK // The enhancing series case studies: international learning experience: The Higher Education Academy. 2008. Vol. 11. Р. 25-28.
15. Крылова Н. Б. Среда социокультурная образовательная. Новые ценности образования: тезаурус. М.: Педагогика, 1995. 103 с.
16. Максимова С.М. Трансформация системы образования России в условиях инновационного развития и цифровизации экономики // Экономика, предпринимательство и право. 2020. № 2. С. 269-280.
17. Казанина М.А., Хазиев Д.Д. Современные методы обучения в ВУЗе // Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы: материалы Международной научно-методической конференции (4–5 апреля 2014 г.). Уфа: Башкирский ГАУ, 2014. С. 139-145.
18. Щукина М.А. Об онтологическом статусе саморазвития личности // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 107–115.
Рецензия
Для цитирования:
Килимова Л.В., Черкашин М.Д., Пашутко Д.С. Развитие творческого потенциала как условие формирования конкурентоспособности будущего специалиста. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024;14(1):91-104. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-1-91-104
For citation:
Kilimova L.V., Cherkashin M.D., Pashutko D.S. The Development of Creative Potential as a Condition for the Formation of the Competitiveness of the Future Specialist. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2024;14(1):91-104. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-1-91-104