Опыт создания студенческого СМИ как средство формирования профессиональных компетенций
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-1-77-90
Аннотация
Данная статья посвящена описанию опыта создания студенческого СМИ по модели коллективного блога, редакцию которого составляют студенты ЮЗГУ, обучающиеся по направлению подготовки «Журналистика». Актуальность работы обусловлена необходимостью обобщения и анализа опыта практической деятельности по формированию и развитию профессиональных компетенций у будущих журналистов.
Целью исследования является анализ опыта создания студенческого СМИ как средства формирования профессиональных компетенций.
В задачи работы входит изучение и анализ теоретических работ по теме исследования, систематизированное описание понятий «компетенция» и «компетентность», обобщение и анализ профессиональных компетенций, заявленных в качестве результата обучения по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика», а также изучение их формирования и развития в ходе работы в студенческом СМИ.
Методологию исследования составляют общенаучные методы сбора и обработки информации (аналитико-синтетическая обработка), методы классификации и систематизации.
Анализ трехлетнего периода работы интернет-проекта «PALACE.MEDIA» показывает, что такая форма применения знаний, умений и навыков, получаемых в процессе учебной деятельности, представляет для будущих журналистов значительный интерес. Работа в конвергентной редакции студенческого медиа не только создает для обучающихся возможность творческой самореализации, но и позволяет наиболее комфортным образом запустить процесс социальной адаптации в вузе, а также развивать специфические навыки работы с журналистским материалом: способность отбирать информацию, создавать текст и редактировать его. Все это можно рассматривать как составляющие элементы профессиональных компетенций, необходимых для будущего журналиста.
Подготовка выпускных квалификационных работ в формате стартапа, рассматривающих «PALACE. MEDIA» в качестве площадки для исследований, позволила определить перспективы развития проекта: расширение форматов и тематики публикаций, в том числе и посвященных студенческой жизни, создание «вовлекающих» публикаций для абитуриентов, подкастов и видео для большего охвата аудитории.
Об авторах
И. А. МихайловРоссия
Михайлов Игорь Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Г. В. Попова
Россия
Попова Галина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Хомский Н.М. Аспекты теории синтаксиса / пер. с англ. А.Е. Кибрика, В.В. Раскина, Е.Ш. Шовкуна. М.: Изд-во МУ, 1972. С. 259.
2. Азимов А.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
3. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Высшая школа, 2003. 334 с.
4. Жук О.Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход. Минск: РИВШ, 2009. 336 с.
5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12
6. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
8. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11.
9. Хуторской А.В. Современная дидактика. 2-е изд., перераб. М.: Высш. шк., 2007. 639 с.
10. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. М.: АРКТИ, 2007. 132 с.
11. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М.: Национальное образование, 2012. С. 24.
12. Качкаева А.Г. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. М.: Лаборатория рекламы, 2010. 80 с.
13. Лизунова И.В. От газеты к Интернету: процессы трансформации массмедиа // Библиосфера. 2011. № 3. С. 31-36.
14. Александрович Д.А., Михайлов И.А. Новые медиа как современная коммуникационная среда для взаимодействия СМИ и аудитории // Язык, культура, ментальность: проблемы и перспективы филологических исследований: материалы IV Всероссийской научной конференции. Курск, 2022. С. 8-14.
15. Вдовченко А.Г., Михайлов И.А. Социальные сети как новые медиа // Стратегия развития региональных СМИ: Проблемы и перспективы: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2022. С. 14-19.
16. Гладкова В.В., Михайлов И.А. Специфика контента телеграмм-каналов средств массовой информации в Курской области // Стратегия развития региональных СМИ: Проблемы и перспективы: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2022. С. 19-23.
17. Зубанова Л.Б. Современное медиапространство: подходы к исследованию и принципы интерпретации // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011. № 1. С. 6-17.
18. Беспалова Е.А., Бочкова Т.В. Возможности использования социальных сетей для проведения медиаисследований в вузе // MEDIAОбразование: векторы интеграции в цифровое пространство: материалы IV Международной научной конференции. Челябинск, 2019. С. 15-19.
19. Дубинина Е.С., Беспалова Е.А. Структурно-содержательные особенности интернет-изданий (на примере журнала «Медуза»)1 // Стратегия развития региональных СМИ: Проблемы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2020. С. 42-47.
20. Александрович Д.А., Полякова Г.Б. Средства массовой информации как ресурс популяризации региона // Стратегия развития региональных СМИ: проблемы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2020. С. 7-13.
Рецензия
Для цитирования:
Михайлов И.А., Попова Г.В. Опыт создания студенческого СМИ как средство формирования профессиональных компетенций. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024;14(1):77-90. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-1-77-90
For citation:
Mikhailov I.A., Popova G.V. Experience of Creation of Student Mass Media as a Means of Formation of Professional Competences. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2024;14(1):77-90. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-1-77-90