Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Мультимодальность как объект в зарубежных лингвистических исследованиях

Полный текст:

Аннотация

   Глобальное информационное пространство охватило все сферы жизнедеятельности человека, однако практика работы в вузе показывает, что, несмотря на технологически продвинутые формы коммуникации, ее результаты, связанные с анализом информации, представленной в виде мультимодальных текстов, зачастую ниже желаемого уровня, что свидетельствует об отсутствии у обучаемых необходимых компетенций, умений и навыков обработки больших объемов данных, то есть об отсутствии мультиграмотности. В ходе формирования мультиграмотности с целью повышения эффективности процесса коммуникации в мультимодальной цифровой среде, следует опираться не столько на умения и навыки компьютерной грамотности, сколько на умения аналитико-синтетической обработки информации. На данный момент данная проблема остается нерешенной.

   Цель данной работы состоит в проведении комплексного обзора зарубежных исследований по заявленной проблематике с целью выявления тенденций в области исследований мультимодальности.
   Задачи, поставленные авторами, включали сбор, анализ, классификацию и систематизацию данных, представленных в зарубежных научных трудах; уточнение понятий «мультимодальный текст» и «мультимодальный анализ»; выявление способов и алгоритмов реализации мультимодального анализа при работе с научными текстами, представленными в цифровой мультимодальной среде с целью повышения эффективности коммуникации.
   Работа над поставленной задачей требует применения таких общенаучных методов, как сбор и обработка информации (аналитико-синтетическая обработка), методы классификации и систематизации. Полученные в ходе анализа результаты показали, что вопросы, касающиеся мультимодальных текстов, мультимодальной среды и мультиграмотности, рассматриваются с различных позиций: мультимодальность как явление и как подход к его изучению; мультимодальный текст – это сочетание сразу нескольких модусов, а понятие «грамотность» расширяется до «мультиграмотности», то есть умения «читать мир». Мультимодальный анализ трактуется как анализ, поиск и извлечение семиотических паттернов в мультимедийных базах данных, чтобы исследовать отношения между семиозисом, текстом и контекстом, паттернов, которые раскрывают индивидуальные, общественные, культурные и глобальные паттерны создания смысла. В исследованиях, имеющих практическую направленность, предлагаются различные модели реализации мультимодального анализа, такие как четырехкомпонентная модель Дж. Альвареза, модель Ф. Серафини и «Модель развития мультимодальной грамотности» К. Даниельссона и С. Селандера. Ряд авторов анализирует работу студентов и детей с мультимодальными текстами, но в них исследуется скорее восприятие, нежели способы обработки информации. Таким образом, при наличии обширной теоретической и практической базы, касающейся мультимодальной коммуникации, в проанализированных работах не приведены алгоритмы выполнения мультимодального анализа. В связи с этим, поднятая авторами проблема остается актуальной, а исследование – перспективным и требует разработки процедуры и алгоритма реализации мультимодального анализа для повышения эффективности процесса обучения с использованием научных мультимодальных текстов.

Для цитирования:


Махова В.В., Занина О.Н. Мультимодальность как объект в зарубежных лингвистических исследованиях. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(3):38-53.

For citation:


Makhova V.V., Zanina O.N. Multimodality as a Subject in Foreign Linguistic Studies. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(3):38-53. (In Russ.)

Просмотров: 534


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)