Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Отличительные характеристики деструктивных конфликтов в студенческой среде

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-229-249

Аннотация

В работе рассматривается понятие «деструктивный конфликт» и его значимые характеристики; исследуются причины и последствия возникновения деструктивных конфликтов в студенческом возрасте; анализируется взаимосвязь личностных особенностей студентов с поведенческими реакциями в деструктивном конфликте.
Конфликтное поведение, взаимодействие присуще для процесса общения, противоборство во мнениях, ценностях, суждениях характерно для любых сфер жизнедеятельности человека. Студенческое общество тоже не может обойтись без конфликтов, так как в нём возникает множество разных проблем.
Студенческие проблемы очень разнообразны и масштабны, и больше всего они связаны с учебным процессом и индивидуально-личностными характеристиками человека. Обучающимся во время учебного процесса необходимо адекватно оценивать как свой уровень стрессоустойчивости, так и степень выраженности конфликтности личности. Студентам нужно научиться эффективно использовать различные способы преодоления конфликтного поведения, уметь обнаруживать и понимать конфликтогены, способные привести к эскалации конфликта.
Целью представленного в работе психологического исследования явилось многоаспектное изучение особенностей протекания деструктивных конфликтов в студенческой среде.
В научной статье представлены результаты исследования таких характеристик, как акцентуации характера; агрессивность; тактики поведения в конфликте. Благодаря проведенному психологическому эксперименту были определены взаимосвязанные совокупности, включающие, как личностные характеристики, так и стили поведения в конфликте. Расчет данных параметров производился с помощью компьютерной программы STATISTICA 13.5.0.17.
В работе были использованы такие методологические подходы, как аксиологический, гуманистически ориентированный, системный. Методологический инструментарий в нашем исследовании представлен методом наблюдения, психодиагностическими методиками, сопоставительным анализом, имеющихся литературных источников.

Об авторах

Н. В. Тарасова
Юго-Западный государственный университет
Россия

Тарасова Надежда Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коммуникологии и психологии

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Д. М. Дубков
Юго-Западный государственный университет
Россия

Дубков Даниил Максимович, магистр кафедры коммуникологии и психологии

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. Зеленков М.Ю. Социальная конфликтология (базовый курс). М.: Юридический институт МИИТа, 2011. 272 с.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 2000. 551 с.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб Питер, 2005. 464 с

4. Король Л.Г. Конфликтология. Ульяновск: Зебра. 2015. 248 с.

5. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск: Наука. 1983. 142 с.

6. Беленцов С.И. Конфликтология. Курск: ЮЗГУ, 2014. 185 с.

7. Анцупов А., Баклановский С. Конфликтология. Схемы и комментарии. З-е изд. СПб.: Питер, 2013. 304 с

8. Чиркова И.И. Конфликты в студенческой среде на начальном этапе обучения в вузе. URL: https://docplayer.com/53122170–Konflikty–v–studencheskoy–srede–na–nachalnom–etape–obucheniya–v–vuze.html (дата обращения 28.12.2022).

9. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск: Амалфея, 1996. 288 с.

10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. 3-е изд., пересмотр. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2010. 447 с.

11. Семено А.А., Ташина Т.М. Психолого-педагогическое сопровождение студентовпервокурсников на этапе адаптации к обучению в вузе // European Social Science Journal. 2014. №6 (45). С. 134–140.

12. Ташина Т.М. Профилактика внутригрупповых конфликтов в студенческой среде // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2014. № 2. С. 41-45.

13. Опросник уровня агрессивности Басса–Дарки. URL: https://psylab.info/%D0%9E%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D1%83%D1%80%D0 (дата обращения 11.01.2023).

14. Психология счастливой жизни. 16–факторный личностный опросник Кеттелла. URL: https://psycabi.net/testy/293–16–faktornyj–lichnostnyj–oprosnik–r–b–kettella–metodika–mnogofaktornyj–oprosnik–kettella–test–kettela–187–voprosov–test–ketela–16–pf?ysclid=l39qwridwy (дата обращения 09.01.2023).

15. Тест – опросник Леонгарда–Шмишека. Методика Акцентуации характера и темперамента личности. URL: https://www.obrbratsk.ru/upload6/%D0%A8%D0%BC%D0%B8%D1%88%D0%B5%D0%BA%20%D0%90%D0%BA%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1% (дата обращения 11.01.2023).

16. Методика Томаса–Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации. URL: http://nekrasovspb.ru/doc/18tomas–kilmen.pdf?ysclid=l39r9y755u (дата обращения 11.01.2023).

17. Характерологический тест Леонгарда–Шмишека. URL: https://gestalt–psy.com/materialy/testy/kharakterologicheskij–test–k–leongarda–n–shmisheka#:~:text=%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82%20%D0%9A.,%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%82%20%D1%85%D0 (дата обращения 09.01.2023).

18. Тест Томаса. Поведение в конфликтной ситуации. URL: https://proforientatsia.ru/test/test–tomasa–povedenie–v–konfliktnoj–situatsii/ (дата обращения 11.01.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Тарасова Н.В., Дубков Д.М. Отличительные характеристики деструктивных конфликтов в студенческой среде. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(4):229-249. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-229-249

For citation:


Tarasova N.V., Dubkov D.M. Distinctive Characteristics of Destructive Conflicts Among Students. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(4):229-249. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-229-249

Просмотров: 189


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)