Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Феномен языка в контексте естественное-искусственное в процессе формирования научного дискурса: лингвофилософский аспект

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-8-18

Аннотация

Цель. Целью статьи является исследование феномена языка на различных этапах развития человеческого общества с позиции естественного-искусственного. Определяется роль и значимость воли и разума человека в процессе теоретического описания языка и практического овладения им не только в качестве средства общения, но и специфического пространства, обеспечивающего совершенство природы человека и создающего условия для сопоставления и анализа различных языков, осуществления научной деятельности и становления культуры в целом.
Методы. В ходе исследования применяется метод контекстуального, герменевтического, исторического и логического анализа теоретической деятельности и практических разработок по теме. В основу полагается лингвофилософский подход к рассмотрению усилий и достижений человека в отношении языка и результатов того, что было получено посредством языка и способствовало развитию науки и искусства.
Результаты. В статье представлены основные этапы постижения человеком сути языков, их взаимосвязи и влиянии на человеческий дух. Предлагается новый подход к пониманию феномена текста. При решении поставленных задач осуществлен теоретический анализ полученного новейшего опыта отечественных и зарубежных исследователей в области педагогики, методики, философии, психолингвистики и лингводидактики, а также полученный в ходе практической деятельности опыт автора.
Заключение. В конечном итоге определяется, что посредством естественно присущего по природе человеку языка в результате целенаправленной теоретической и практической деятельности, работы ума и духа формируется самосознание человека в естественно-духовно-исторической реальности, осуществляется программа развития человека и общества. Говорится о современном понимании текста как нового пространства для мышления и развития человека и общества в условиях постоянно меняющейся цивилизационной парадигмы.

Об авторе

О. А. Андреева
Юго-Западный государственный университет
Россия

Андреева Ольга Александровна, кандидат
философских наук, доцент кафедры иностранных языков

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. Андреева О. А. Иноязычное пространство в процессе обучения работе с научнотехническим текстом (на материале французского языка) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022. Т. 12, № 3. С. 130-142.

2. Андреева О. А. Об изучении иностранных языков студентами юридического факультета и о просвещённости // Эволюция государства и права: история и современность. Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию юридического факультета Юго-Западного государственного университета / отв. ред. С. Г. Емельянов. Курск, 2017. C. 473-474.

3. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985.

4. Гумбольдт В. О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам развития // В. А. Звегинцев. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. Ч. I. М., 1964. С. 80

5. Гердер И. Г. Избранные сочинения. М.- Л., 1959. С. 141

6. Кондильяк Э. Б. Соч. М., 1980. Т. 1. С. 264

7. Фуко М. Слова и вещи. М.: Прогресс, 1977. С. 314

8. Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000, С. 264.

9. Зяблова Н. Н. Дискурс и его отличие от текста // Молодой ученый. 2012. № 4. С. 223-225. EDN OXPFFR.

10. Desmet I. Variabilité et variation en terminologie et langues spécialisées: discours, textes et contextes. In: Mots, termes et contextes. Paris: Éditions des Archives contemporaines et Agence universitaire de la Francophonie, 2006.

11. Андреева О. А. Текст как "ТЕСИС" от античности до современности // Язык для специальных целей: система, функции, среда: сборник научных статей VI международной научно-практической конференции, Курск, 14–15 мая 2016 года. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2016. С. 22-28.

12. Olmo-Cazevieille Françoise. Des textes scientifiques et techniques aux scénarios pédagogiques / Synergies Europe. 2017. No. 12. P. 141-158

13. Рейнгардт Н. В. Трудности понимания иноязычного текста в контексте обучения иностранному языку в неязыковых вузах // Обучение иностранному языку: современность и перспективы: сборник научных статей региональной научно-методической конференции, посвященной 55-летию Юго-Западного государственного университета и кафедры ин. языков, Курск, 04–05 октября 2019 года / Юго-Западный государственный университет. Курск, 2019. С. 379-385.

14. Пищальникова В. А. Интерпретация ассоциативных данных как проблема методологии психолингвистики // Russian Journal of Linguistics. 2019. Т. 23. № 3. С. 749–761. https://doi.org/10.22363/2312-9182-2019-233-749-761.

15. Степыкин Н. И. Потенциал применения формализованных параметров для моделирования речевого действия // Научный диалог. 2021. № 8. С. 112-127. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-8-112-127. EDN AMLMEM.

16. Мягкова Е. Ю. Моделирование внутреннего метаязыка при обучении пониманию иноязычного текста // Слово и текст: психолингвистический подход: сб. науч. тр. /под общ. ред. А. А. Залевской. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2006. Вып. 6. С. 122-130.

17. Платон. Диалоги. Кратил. М.: Мысль, 1999. 862 с.

18. Гоббс Т. Левиафан. М., 1966. С. 62.

19. Мамардашвили М. К. Сознание и цивилизация. М.: Логос, 2004. 272 с.

20. Таныгина Е. А., Власова А. О., Миронюк Т. В. Экспериментальное исследование связи естественных языков и языков программирования высокого уровня // Известия ЮгоЗападного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2020. Т. 10, № 3. С. 142–159.

21. Андреева О. А. Некоторые аспекты просветительской деятельности в процессе овладения иностранным языком // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2020. Т. 10, № 2. С 85–97.


Рецензия

Для цитирования:


Андреева О.А. Феномен языка в контексте естественное-искусственное в процессе формирования научного дискурса: лингвофилософский аспект. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(4):8-18. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-8-18

For citation:


Andreeva O.A. Phenomenon of Language in the Context of Natural-Artificial in the Process of Scientific Discourse Formation: Linguophilosophical Aspect. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(4):8-18. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-8-18

Просмотров: 172


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)